Минфин - Курсы валют Украины

Установить
20 февраля 2013, 10:00 Читати українською

Стартапам на заметку: какие инвесторы вам не нужны

О том, где начинающему бизнесу найти инвестиции, написаны сотни книг и десятки тысяч статей. Стандартный список — семья, друзья, бизнес-ангелы, инвестиционные агенты, венчурные фонды, стратегические инвесторы. В поисках денег команда нашего стартапа, специализирующегося на агрегировании предложений интернет-магазинов, освоила только часть этого списка. В процессе мы собрали столько интересной информации, что грех не поделиться, пишет Анатолий Стоцкий, основатель компании «Выбирай.ком» специально для Forbes.ua.

Стартапам на заметку: какие инвесторы вам не нужны
Фото с сайта ain.ua

Друзья или родственники. Эта категория инвесторов обычно плохо реагирует на просьбу поддержать материально. От нее получаешь больше вопросов, чем денег. Самый любимый: «Когда же ты заработаешь первый миллион?»

Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые располагают незначительными, но вполне достаточными для развития проекта суммами — от  $50 000 до $150 000. Таких людей найти несложно, но в большинстве своем они не из интернет-бизнеса. Общение с ними часто сводится к «ликбезу» о том, что такое трафик, конверсия, поисковая оптимизация, покупка ссылок и так далее. Им сложно понять, почему, потратив заметную сумму денег, на выходе они получат «один сервер, несколько улыбчивых студентов и красивый бизнес-план в Excel».

Проклиная ангелов за растрату бесценного времени, основатели обращаются к агентам — людям с обширными социальными связями среди бизнесменов и потенциальных инвесторов. В Украине эта профессия еще не сформировалась, так что вам предстоит повстречаться с массой интересных персонажей. Некоторые из них запросят за свои услуги от 10% до 15% в вашем бизнесе. Агенты будут «спамить» вашим бизнес-планом всех подряд, подрывая репутацию вашей команды. Особо активные будут организовывать по 2-3 встречи в неделю с людьми, цели которых, как потом окажется, далеки от интересов команды проекта.

К каждой такой встрече команда основательно готовится, как к главной. И все это довольно сильно отвлекает от главной задачи — работы над проектом.

Еще больше времени отнимет попытка договориться с венчурными фондами. Мы разослали 150 обращений в организации с таким названием, но лишь пять из них попросили в ответ прислать им бизнес-план. Дальнейшие обращения даже по этим пяти контактам ничего не дали. Сотрудники фондов часто не могли или не хотели отвечать на вопрос: рассматривали ли они эти планы вообще, и какие будут пожелания и рекомендации? Самый распространенный ответ: «Как только твой бизнес начнет генерировать устойчивую прибыль — приходи, дадим хоть $10 миллионов!»

Тут возникает вопрос, а нужны ли новые совладельцы в проекте, который и без них обеспечивает достойную зарплату всей команде и демонстрирует рост выручки? 

Отрицательный результат — тоже результат. Потратив уйму времени на посредников и венчурных инвесторов, которые не всегда знают, чего хотят, мы ввели для себя новую классификацию таких людей. Проще всего их отличать по ключевым фразам.

«Денег нет, но то, что вы рассказываете, очень любопытно!» — На таких людей лучше вообще не тратить время и вежливо откланяться.

«Есть доступ к деньгам…» — Это классический агент, лучше сразу выяснить, сколько он просит за свое посредничество.

«Как и когда вы собираетесь вернуть инвестиции?» — Уже теплее. Отвечая на этот вопрос, нужно быть предельно ответственным, договориться о презентации и хорошо к ней подготовиться.

Бизнес мы с партнерами решили развивать дальше за счет собственных средств. Ведь у нас за плечами был опыт создания компаний, которые мы успешно продавали.

Конечно же, наш опыт не претендует на статус исследования рынка — это только личные, довольно субъективные впечатления. Слишком многие начинающие предприниматели все свои надежды возлагают на то, что они найдут какого-то инвестора, «поднимут раунд» и станут новыми Цукербергами. Потратив на поиск инвестиций полтора года, мы поняли, что основные усилия нужно направить не на это, а на развитие проекта, повышение продаж и прибыльности. Инвесторы тогда, по словам классика, «сами придут и сами все дадут».

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться