В Брюсселе стартовал очередной саммит Европейского союза. Основной задачей участников мероприятия обозначена выработка консенсусного решения относительно бюджетной политики блока государств на 2014-2020 гг. При этом эксперты открыто высказывают скептическое отношение к перспективам успешного выполнения поставленных задач из-за противоречий между странами-донорами и получателями помощи, сообщает РБК-Украина.
Саммит Евросоюза стартовал с разногласий по бюджетной политике
В преддверии открытия саммита премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем и председателем Европейской комиссии Жозе-Мануэлем Баррозу.
После этого глава британского кабинета министров провел отдельные встречи с коллегами из Дании, Швеции и Нидерландов. Как предполагают эксперты, все они разделяют взгляды Кэмерона о необходимости принятия дополнительных мер экономии в рамках обсуждаемого бюджетного акта.
Как сообщается, европейские лидеры на начавшемся в четверг саммите намерены создать фонд по борьбе с безработицей среди молодежи объемом в 5 млрд евро. Этой суммы вряд ли хватит, чтобы кардинально изменить ситуацию с занятостью, но больше Европа сейчас себе позволить не может на фоне секвестра союзного бюджета. Последний все же может быть утвержден со второй попытки благодаря «креативной бухгалтерии».
Первая попытка согласовать бюджет Евросоюза на 2014-2020 гг. провалилась в ноябре из-за стремления Великобритании резко урезать расходы, с чем не согласны страны — получатели европейских средств. Ко «второму чтению» Еврокомиссия подготовила инициативу по созданию спецфонда для борьбы с безработицей среди молодежи.
В настоящее время в 13 странах Евросоюза в экономике не занято более 25% граждан в возрасте 15-24 лет, а в Испании и Греции без работы сидит более половины молодого поколения. По подсчетам чиновников, это наносит экономике ЕС ущерб в 150 млрд евро. Кроме того, в Греции и Испании боятся социальных осложнений — роста употребления наркотиков, преступности и беспорядков.
При этом рынок труда отстает от общей экономики, и безработица не начнет снижаться до тех пор, пока ВВП проблемных стран не вернется к устойчивому росту. Однако, по самым оптимистичным прогнозам, восстановление европейских экономик начнется только во второй половине 2013 г. Поэтому, чтобы смягчить ситуацию, Еврокомиссия предлагает направить средства спецфонда на финансирование тренингов, стажировок и других форм повышения квалификации безработных, чтобы повысить их ликвидность на рынке труда.
Однако 5 млрд евро будет недостаточно, чтобы улучшить ситуацию с занятостью среди выпускников и молодых специалистов. В июле прошлого года Международная организация труда подсчитала, что для этого потребуется 21 млрд евро. На эти деньги могла быть создана система гарантий занятости для молодежи по примеру скандинавских стран, где юношам и девушкам после 90 дней сидения без работы предлагаются вакансии, дополнительное образование или тренинг, чтобы повысить их привлекательность на рынке труда. Но увеличить расходы в этой области ЕС позволить себе не может на фоне призывов сократить европейский бюджет.
В ноябре он уже был урезан с первоначальных 1,047 трлн до 973 млрд евро за счет сокращения расходов на исследования, инфраструктуру, а также пограничный контроль. В итоге впервые в истории ЕС объем бюджета будет снижен — в текущей семилетке он составил 994 млрд евро. Однако председатель Европейского совета Херман ван Ромпей решил пойти на хитрость: размер бюджета выражается двумя показателями — помимо часто цитируемого объема обязательств правительств направить деньги на проекты, в нем фигурируют фактические выплаты. Они, как правило, оказываются чуть ниже обязательств — часть проектов не реализуется, а средства различных фондов выбираются не до конца.
«Думаю, что (в бюджете) будет немного креативной бухгалтерии», — цитирует The Financial Times неназванного евробюрократа.
Компромиссный вариант, по данным Reuters, предполагает серьезное сокращение выплат — на 30-40 млрд евро (до 902-912 млрд) и менее значительное сокращение обязательств — на 15-20 млрд евро, до 952-957 млрд. Это позволит заявить о своей победе и тем, кто призывает сильно сократить расходы, и противникам резкого секвестра. Эксперты полагают, что сейчас у европейских лидеров больше шансов на успех, чем три месяца назад.
«Окончательной договоренности может не последовать и сейчас, однако разногласия сейчас уже не принципиальные, а сводятся только к ряду второстепенных нюансов», — сказал экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.
Напомним, что на саммите ЕС в ноябре 2012 г. блок не сумел принять бюджет на следующие семь лет в размере чуть более 1 трлн евро из-за ряда разногласий между членами союза, в том числе между старыми и новыми государствами — членами ЕС. В новой редакции расходная часть документа сокращена на 80 млрд евро — до 972 млрд. Однако, по неофициальной информации из дипломатических кругов, уже сейчас речь идет о сокращении показателя до 957 млрд евро.
Комментарии