Вчера руководство Государственной налоговой службы (ГНС) представило топ-менеджменту крупных компаний систему внедрения госконтроля над трансфертным ценообразованием, благодаря которому, по оценке главы ГНС Александра Клименко, из Украины ежегодно через связанных лиц выводится в офшоры порядка 100 млрд грн. Чтобы заставить предприятия платить налоги по месту производства, 10 января ГНС планирует подать этот законопроект в парламент. В Государственной налоговой службе ожидают, что документ утвердят в I квартале, а в силу он вступит 1 июля 2013 года, хотя бизнес рассчитывает на 1 января 2014 года. Механизм заключается в том, что ГНС будет контролировать операции между связанными лицами внутри группы компаний и внешнеэкономические сделки с резидентами стран с низким уровнем налогообложения. Будут изучаться все операции с контрагентами объемом свыше 50 млн грн в год. Размер наценки по торговым операциям трейдеров составит 5%.
Налоговая нашла способ борьбы с выведением средств в офшоры
«Достаточно будет и 3%»,— отмечает господин Клименко.
Один раз в год — до 1 мая — предприятия обязаны будут подать отчетность с расширенной информацией о сделках, возможных рисках, своих контрагентах и аргументацией контрактных цен. «Бизнес сам будет определять метод обычной цены и то, является ли она рыночной, или принимать решение доплатить налоги,— поясняет партнер PricewaterhouseCoopers (вместе с ГНС готовит законопроект) Вячеслав Власов.— Поданный ранее Минфином законопроект предусматривал тотальный контроль государства над любыми сделками. Мы решили отойти от этого». За неподачу отчетности или отказ предоставить копии первичных документов ГНС оштрафует на 5% от суммы контролируемой операции, за неподачу дополнительных данных — на 100 минимальных зарплат.
В случае выявления отклонения контрактных цен от рыночных, обнаружения не отображенных в отчете операций и отказа бизнеса исправить замечания ГНС проведет специальную проверку в течение 6-12 месяцев. Созданный Центр мониторинга товарных рынков позволит исследовать сделки на внутреннем рынке, экспорт и импорт через третьих лиц. По данным заместителя главы ГНС Андрея Игнатова, источники информации утвердит Кабмин. Центр уже использует сравнение цен на идентичные товары на однородных рынках, таможенные базы, программы спутникового мониторинга морских транспортных судов, информацию агентств, судебные решения. Изучение стоимости товара, веса, места отгрузки, грузоотправителя, получателя и даты прибытия позволит выявить занижение цены. В итоге бюджет будет получать дополнительно 20 млрд грн налога на прибыль в год, уверен господин Клименко.
Бизнес неожиданно поддержал инициативу ГНС, назвав ее «правильным, ожидаемым, логичным и цивилизованным шагом».
«Но, как говорится, дьявол кроется в деталях, и недаром внедрение таких вещей в некоторых странах растягивается на многие годы. Бизнесу необходимо научиться готовить отчетность, а налоговой — анализировать. А если что-то пойдет не так, будут суды»,— считает генеральный директор Group DF Борис Краснянский. По его мнению, на первом этапе внедрения контроля порог операции с контрагентом должен быть выше — 200-500 млн грн. «Я считаю, что сумма должна быть в пределах 100 млн грн»,— добавляет финансовый директор СКМ Маргарита Поважная. Есть риски расширения штата сотрудников для составления таких отчетов, что приведет к увеличению затрат, говорит начальник налогового департамента компании «Сандора» Любовь Михайловская.
Член совета директоров компании «Интерпайп» Юлия Чеботарева отмечает, что ее компания готова работать по предложенным нормам. «Однако есть спорные моменты. Что будет являться мерилом и последней точкой в принятии решения, где будет истина, ведь группы товаров и рынки разные? Когда заходишь на новые рынки, низкая цена может быть маркетинговой стратегией,— поясняет она.— Должна учитываться специфика компании. По одной и той же товарной позиции цены могут отличаться в два раза»,— говорит она. Кроме того, по ее мнению, должны быть специализированные суды для рассмотрения споров.
Комментарии - 4