2012 год для Украины был насыщен экономическими «пиршествами». Евро-2012 и парламентские выборы должны были повысить уровень потребления в экономике и создать стимулы для ее роста, пишет Forbes.ua.
Однако к сентябрю 2012 года сценарий развития мировой экономики развернулся не в пользу Украины, и статистика этого месяца о снижении промышленного производства на 7% уже была воспринята аналитиками как первый тревожный звоночек.
Сейчас фундаментальными проблемами экономики Украины остаются ее зависимость от ситуации на ключевых экспортных рынках и отсутствие возможности у центрального банка страны включить печатный станок без ущерба для курса гривны.
В начале сентября, после событий на валютном рынке, стало понятно, что возможности НБУ по стимулированию национальной экономики монетарными инструментами ограничены.
НБУ будет рефинансировать послушные банки
Три кита «покращення»
Чтобы переломить ситуацию, официальному Киеву придется приложить немало усилий, большая часть из которых выпадает из компетенции НБУ.В начале сентября, после событий на валютном рынке, стало понятно, что возможности НБУ по стимулированию национальной экономики монетарными инструментами ограничены.
Основная задача — улучшить оценку перспектив платежного баланса страны на 2013 год. Население, да и бизнес смотрят в сторону доллара и евро неслучайно. Их к этому подталкивают:
- Негативный информационный фон перед выборами. Из уст оппозиции и «оппозиционных» аналитиков звучат пропагандистские прогнозы коллапса национальной экономики, и они наслаиваются на фундаментальные проблемы.
- Неопределенность перспектив сотрудничества с МВФ. Она ставит под вопрос довольно крупную сумму, которая должна быть возвращена Украиной в 2013 году в случае отсутствия взаимопонимания. Кроме того, вопрос о наличии внешней поддержи Украины со стороны МВФ важен для иностранных инвесторов.
- Высокие цены на газ остаются одной из основных причин прогнозируемого отрицательного сальдо торгового баланса.
Чтобы продвинуться в решении всех трех вопросов, правительство страны прежде всего должно официально признать наличие этих проблем. Пока же, например, цены на газ признаны высокими, но конкретной программы действий по пересмотру контрактов нет — или она не озвучена публично.
Время от времени появляются заявления чиновников разных уровней о том, что в помощи МВФ Украина вроде как не сильно нуждается. Зато уже несколько месяцев Нацбанк атакуют промышленные лоббисты с требованием снизить ставки по кредитам.
И эти лоббисты не понимают, что вопрос снижения ставок на 90% зависит от ожиданий на валютном рынке, которые, в свою очередь, зависят от решения трех проблем: газ, МВФ, реакция рынка на политическую ситуацию.
В итоге исполнительная власть «выдает задание НБУ» снизить ставки на кредитном рынке, но ключи от реального, а не мнимого улучшения в кредитной системе находятся у тех, кто выдает задание.
Жизнь после выборов
Безусловный плюс послевыборной ситуации в экономике в том, что неразрешимые проблемы перед украинскими властями не стоят, главное, чтобы амбиции не подвели.
Во-первых, для экономики важно, чтобы предвыборный негативный информационный фон не перешел плавно в негативный фон неприятия украинских выборов ЕС. Сценарий «изоляции» поставит крест как на сотрудничестве с МВФ, так и на бизнес-планах олигархов-спонсоров, т.е. экономически он нецелесообразен, потому его вероятность оценивается как предельно низкая. На практике это можно будет проверить уже через неделю.
Второй кит стабильности — это возобновление сотрудничества с МВФ. Пока мы видим лишь бодрые заявления политиков о том, что оно грядет, и очень осторожные комментарии сотрудников Фонда, а также уж очень неторопливые их практические шаги.
К примеру, очередная миссия МВФ прибудет в Украину только к концу 2012 года, а не сразу после выборов. 15 октября на Web-сайте Фонда появилось исследование, посвященное политике ценообразования на газ в Украине. Эксперты Фонда утверждают, что Украине нужно повысить цены на газ для населения и ввести систему адресных субсидий.
Такое предложение Фонда таит в себе тактическую ловушку для украинских властей. Теперь, даже если украинская сторона и решит пойти на повышение цен на газ в соответствии с рецептами Фонда, систему адресных субсидий за два дня не построишь. А пока суд да дело, у Фонда будет официальная причина не возобновлять сотрудничество. Повышение же цен на газ для населения на 60% без какой-либо социальной коррекции может спровоцировать инфляционные процессы и недовольство властью.
Очевидно, что газовый вопрос является главной преградой для «покращення», хотя бы потому, что проблема с МВФ вытекает именно из цен, указанных в газовых контрактах. Решив вопрос с «Газпромом», украинские власти будут не так нуждаться в помощи МВФ. Как ни странно, газовая ситуация медленно поворачивается в сторону Украины.
Вспомним, что Еврокомиссия начала расследование деятельности «Газпрома» в ЕС. Россияне также сейчас испытывают трудности с загрузкой «Северного потока», поскольку европейские потребители сокращают экспорт дорого российского газа и напрочь отказываются от долгосрочных газовых контрактов, предпочитая условия спот-поставок. «Газпром» был вынужден приостановить ряд крупных инвестиционных проектов и растянуть временной горизонт погашения своих облигационных долгов. Для России склонность европейских потребителей замещать потребление российского газа другими видами топлива или газом из нероссийских источников — очень опасная тенденция.
Вложенные в «Северный поток» средства могут и не окупиться, а игры с финансовым состоянием «Газпрома» могут стать фатальными для российской экономики. Все, что нужно сегодня сделать Киеву, — подключиться к протестам недовольных европейских потребителей и, возможно, оказать судебное давление на Кремль, чтобы тот стал более сговорчивым в ценовом вопросе. Пока таких попыток мы не видим.
Что все-таки может Нацбанк
Мы видим, что после сентябрьского эксперимента на валютном рынке монетарный регулятор стал склонен к административному воздействию на систему. К идее административными методами направлять ликвидность в нужное русло можно относиться по-разному, но она способна лишь остановить спекулятивный спрос и снизить скорость таяния резервов НБУ.
Переломить общий тренд только с помощью административного давления будет невозможно. Когда центральный банк вбрасывает пару миллиардов гривен в систему, деньги начинают двигаться по цепочке. Совсем не обязательно, чтобы злые спекулятивно настроенные банки начали сами скупать валюту. Это делают их клиенты.
Вброс кредитных денег в систему запускает цепочку взаиморасчетов, и конечный реципиент ресурсов может принять или не принять решение по переводу ресурса из национальной валюты в доллары, евро или рубли. Правда, мгновенно, как в начале сентября, эти процессы не происходят: должно пройти время, пока ресурс дойдет от банков к конечным реципиентам. Так что временное отключение от валютного межбанка некоторых банкиров, очевидно, было заслуженным.
Я допускаю, что НБУ сразу после выборов предпримет вторую попытку запустить в полноценную работу систему рефинансирования, т.е. еще раз попробует насытить деньгами экономику. Такой шаг будет логичным, ведь тестировать на практике. По тем клиентам из нефинансового сектора, за которыми наблюдаю я, могу сказать, что острой потребности в валюте у них нет. За длинный период дефицита ликвидности и рекордных ставок у них накопились проблемы, связанные с управлением оборотным капиталом. Спрос на валюту появляется у тех, кто стремится к расширению производства, т.е. нуждается в закупке новых основных фондов, импортных комплектующих и т.д. На фоне спада экономической активности желающих расширяться будет минимальное количество. А сколько в нефинансовом секторе окажется желающих покупать валюту впрок, да еще и на кредитные деньги, думаю, не знают и в Нацбанке.
Информационная посылка
Информационная посылка, которую Сергей Арбузов отправил украинским банкирам из Японии, намекнув, что НБУ будет рефинансировать послушные банки и те смогут на этом заработать, только подтверждает наше допущение о том, что регулятор не намерен отсиживаться в резервных окопах и предпримет вторую попытку насыщения ликвидностью.
Если ко времени второй попытки Нацбанка правительство страны не разберется с тремя факторами, мешающими финансовому спокойствию, скорее всего, такая попытка моментального ощутимого позитивного результата не даст. Но и это не будет поводом для сдачи Нацбанком позиций. Тогда мы станем свидетелями серии попыток вбросить рефинансирование в систему с возможным растущим админдавлением на банковских спекулянтов и раздачей пряников «послушным» участникам рынка в форме дешевого рефинансирования.
В процессе серии таких попыток Нацбанк может наглядно показать рынку, что «послушные» банкиры начинают много зарабатывать. Наличие happy story само по себе способно переломить тренд в банковской среде, но не будет оказывать значительного влияния на реальный сектор. Конечные распорядители избыточной ликвидности все же будут больше оглядываться на то, как правительство справляется с тремя факторами риска.
Вероятно, уже в первом квартале 2013 года мы увидим, как Нацбанк возвращается от функций «сторожа» монетарной системы к функциям «полководца» — запускает кредитный механизм стимулирования национальной экономики. Скорость такого возврата будет зависеть не только от эффективности решения исполнительной властью трех проблем, но и от наличия попутного ветра на наших ключевых экспортных рынках.
Комментарии - 3
«… исполнительная власть «выдает задание НБУ» снизить ставки на кредитном рынке, ..»
— здесь начинается Страна дураков…
"… вопрос снижения ставок на 90% зависит от ожиданий на валютном рынке, которые, в свою очередь, зависят от решения трех проблем: газ, МВФ, реакция рынка на политическую ситуацию.
— отсюда:
«… Основная задача — улучшить оценку перспектив платежного баланса страны на 2013 год… — Так как »… Население, да и бизнес смотрят в сторону доллара и евро неслучайно. Их к этому подталкивают:..«+ »… В начале сентября, после событий на валютном рынке, стало понятно, что возможности НБУ по стимулированию национальной экономики монетарными инструментами ограничены...."
— прямой пример, как ошибка в исходнике приводит к неправильной модели… и к решению…
! — задание НБУ дано верное..., если бы еще — во время!..