Правительство и парламент пытаются изменить правила игры на нефтерынке, проиндексировав акцизы и защитив пошлинами отечественную нефтепереработку. Уже в декабре-январе потребители заплатят за это дополнительные 1,5 грн с литра топлива, сообщает Инвестгазета.
Рынок нефтепродуктов дважды за последние две недели попал в поле зрения властей. Сначала — в конце сентября — министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил о введении с первого декабря заградительной пошлины на импортные нефтепродукты.
Власти душат рынок нефтепродуктов
«Правительство приняло решение о том, чтобы начать спецрасследование и с 1 декабря 2012 года ввести пошлины на ввоз импортных нефтепродуктов. Это позволит нам обеспечить работу наших нефтеперерабатывающих заводов», — заявил министр.
Не прошло и недели с момента этого выступления, как парламент в первом чтении принял поправки к Налоговому кодексу, которые увеличили базовые ставки акциза на бензин примерно на 10% с 1 января 2013 год — с нынешних 2039 грн за тонну до 2243 грн.
Правда, пока эксперты уверены, что поводов для паники у нефтетрейдеров немного. По крайней мере — пока.
«Заградительная пошлина вводится Межведомственной комиссией по внешней торговле, члены которой пока никаких документов о пошлине не видели», — говорит заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
А относительно выросших акцизов его коллега, директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, напоминает, что это обычная практика по индексации ставок в соответствии с инфляцией. К примеру, в прошлом году такое повышение составило около 9%. Тем не менее два этих события подряд вызывают определенные опасения.
Нынешнее стремление парламентариев принять изменения к акцизным ставкам до утверждения бюджета может свидетельствовать о том, что депутаты хотят принять все решения о повышении акцизов до выборов, пока такие действия гарантированно не вызовут разногласий в парламенте. А после (уже без участия ВР) вполне может быть принята и пошлина, которая будет очень нужна новому владельцу Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, который вот уже несколько месяцев продает российско-британская ТНК-ВР. Официальной информации о смене собственника нет, но буквально в начале прошлой недели председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк во время пресс-конференции на местном канале заявил, что у завода уже есть новый владелец. Спустя некоторое время его слова в ТНК-BP опровергли, напомнив о заявлении исполнительного директора компании Германа Хана о том, что ТНК-BP ведет переговоры о продаже НПЗ с несколькими претендентами. Однако, по данным источников «Инвестгазеты», сделка уже фактически совершилась, а самым вероятным претендентом является владелец Group DF Дмитрий Фирташ, давно интересовавшийся подобными активами.
Заградительная пошлина коснется примерно 70% бензина, продаваемого на украинском рынке — так подсчитали в компании «А-95». Если говорить исключительно о высокооктановом топливе — 95-м бензине и премиальных сортах, то цифра увеличивается практически до 100%. Правда, пока крупные сети, торгующие в основном импортным литовским, белорусским или румынским бензином, наотрез отказываются комментировать влияние возможных нововведений на рынок.
«Для нас это очень плохая новость. Но комментировать предложения правительства мы не готовы — вы же понимаете, в чьих это интересах».
«Владельцы нефтеперерабатывающих заводов хотели бы ускорить принятие данного решения, но перед выборами это привело бы к ценовому скачку, который, похоже, решили перенести на конец года», — говорит Сергей Куюн. По его словам, введение пошлины на уровне 100 евро за тонну вызовет рост розничных цен в размере примерно гривны на литре. Индексация акцизов на 10% добавит к цене еще 20 копеек. И, наконец, девальвационные ожидания могут дополнительно увеличить цену еще примерно на 30 копеек.
«Если пошлина таки будет введена, совокупно цена может вырасти примерно на 1,5 гривны», — считает директор «А-95», предупреждая, что этот прогноз будет верным исключительно при нынешних ценах на нефть.
Т.е. колеблющихся в пределах $111-113 за баррель нефти сорта Brent на ICE Futures. Но если цена превысит отметку в $120, говорить придется совсем о других цифрах.
Формально основной рост цен в случае принятия пошлин должен коснуться в первую очередь импортного бензина, но эксперты уверены, что подорожает все топливо, включая бензин и дизель украинского производства. Отчасти из-за того, что отечественного бензина осталось не так и много — после закрытия Лисичанского завода на рынке представлен фактически один Кременчугский НПЗ. А он в последние восемь месяцев сократил переработку нефти на 3,2% (на 67 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года — до 2 млн 34,2 тыс. тонн. То есть заместить импорт отечественным моторным топливом в краткосрочной перспективе правительству все равно не удастся.
Комментарии - 2
эти только душить умеют****