Налоговики меняют методы работы с олигархами, но не решают основные проблемы крупного бизнеса, пишет Эксперт.
Налоговики меняют методы работы с олигархами
«Сегодня 86 процентов всех налогов и сборов в Украине платят 350 крупных компаний», — подсчитал украинский премьер-министр Николай Азаров. Сейчас он признается, что когда был председателем налоговой администрации, подумывал оставить налоговикам лишь возможность работать с крупным бизнесом. Так выгодно: остальные плательщики (около полутора миллиона субъектов) обеспечивают только 10-12% доходов бюджета, а затраты на администрирование их налогов высоки.
В мировой практике крупные налогоплательщики на особом счету у налоговых ведомств. К примеру, министерство налогообложения Австралии ежегодно публикует отчет «Большой бизнес и налоговая дисциплина». Сборник почтой доставляют в центральные офисы предприятий, а информация из него публикуется на сайте министерства. В отчете описана вся гамма сервиса, который налоговики предлагают бизнесменам. Одна из последних инициатив австралийцев — шкала рисков, выведенная для крупных предприятий, по которой рассчитывается количество проверок со стороны фискальных органов. В группе повышенного риска — не более двух процентов компаний.
В постсоветских странах к крупному бизнесу применяют методы и кнута, и пряника. В Азербайджане власти недавно обязали большие государственные предприятия ежегодно подавать в профильные министерства сметы доходов и расходов, согласовывать все инвестиционные программы. А в Беларуси с крупным бизнесом, особенно с тем, который вовремя и в полном объеме платит налоги, заигрывают, предоставляя скидки на размещение рекламы.
У отечественных налоговиков свои механизмы работы с бюджетообразующими предприятиями. Сегодня в Украине зарегистрировано 1359 крупных налогоплательщиков. В основном это компании, соответствующие одному из критериев: годовой оборот свыше 500 млн гривен или объем налоговых платежей больше 12 млн гривен. В прошлом году Государственная налоговая служба Украины (ГНСУ) презентовала реформу для улучшения администрирования таких налогоплательщиков, а сейчас приступила к реализации задуманного.
Новые методы должны упростить контроль над основными поступлениями в бюджет. Реформа рассчитана на два года, первый этап фискальные органы предполагают закончить уже в 2012 году. В частности, налоговики инициировали создание Центрального офиса по работе с крупными налогоплательщиками, а также намерены ввести системы «Горизонтальный мониторинг» и «Электронный кабинет плательщика».
По информации «Эксперта», глава ГНСУ Александр Клименко в декабре этого года представит второй этап реформы системы сервиса для олигархов.
Креатив по-крупному
В первую очередь налоговики создали Единый реестр крупных налогоплательщиков. В него внесли предприятия финансово-промышленных групп Украины (в ГНСУ подсчитали, что их сегодня 16). В мае этого года открылся Центральный офис по работе с крупными налогоплательщиками. Возглавил его бывший первый заместитель главы ГНСУ в Донецкой области Сергей Степенко — один из группы донецких налоговиков, переехавших в столицу вслед за Клименко.
Центральный офис по работе с крупными налогоплательщиками возглавил Сергей Степенко из группы донецких налоговиков
Степенко — кладезь ценных контактов: на его столе лежит несколько пухлых визитниц с контактами финансовых директоров и собственников крупных украинских предприятий. С большинством из них он виделся лично, с некоторыми часто общается по телефону.
«Нередко ко мне обращаются с вопросами по оценке рисков — объясняю, какие претензии есть к налогоплательщикам и как их можно устранить. Плюс вопросы по актам проверки. Сегодня на этапе составления этого документа мы требуем, чтобы акт был согласован. Если у предприятия есть нарушения, то они есть. И предприниматель должен понимать, как они возникли, а потом уже налаживать в компании бухгалтерский или налоговый учет», — рассказывает Степенко и признается, что ни с Ринатом Ахметовым, ни с Игорем Коломойским лично не встречается.
Если есть необходимость в таких встречах, их проводят председатель налоговой службы и его заместители. Изначально предполагалось, что глава Центрального офиса по работе с крупными налогоплательщиками будет иметь статус заместителя главы ГНСУ, но что-то в бюрократической борьбе не срослось. Кроме того, разработчики налоговой концепции рассчитывали, что в рамках реорганизации по Украине упразднят все специализированные налоговые инспекции (сейчас их десять), сохранив только пять отделений Центрального офиса. При этом за территориальными отделениями должны были закрепить только функции «почтового ящика», консультаций и участия в налоговых проверках.
«Если бы появился электронный офис налогоплательщиков, необходимость в существовании такого отделения отпала бы автоматически. Создать единый офис по работе с крупными плательщиками давно предлагал Всемирный банк. Это облегчит администрирование сборов в бюджет. А предпринимателям не нужно будет контактировать с местными налоговыми, где, как известно, существует обширная практика договоренностей между налоговиками и бизнесом в отношении минимизации уплаты налогов», — рассказал бывший первый заместитель главы ГНСУ, народный депутат (НУНС) Николай Катеринчук.
Однако против сокращения специализированных налоговых инспекций в регионах выступили местные власти. Хотя местные налоги с крупных предприятий по-прежнему будут направляться в местные бюджеты, у губернаторов могут отобрать рычаги влияния на крупный бизнес в виде областных налоговых служб. В результате до конца года ликвидируют только три специализированные налоговые инспекции — в Кривом Роге, Николаеве и Симферополе (они станут территориальными отделениями). Остальные семь специализированных налоговых инспекций пока будут работать в прежнем режиме.
Против сокращения наиболее резко выступили в Симферополе. Крым отстаивает свой статус автономии — прежде всего, право самостоятельно распоряжаться собранными на территории полуострова налогами. О том, почему многие компании поддерживают сохранение специализированных инспекций на местах, «Эксперту» рассказали в крупной зерновой компании «Нибулон». Это сельскохозяйственное предприятие сегодня обслуживается в инспекции в Николаеве. А чтобы стать на учет в Центральном офисе по работе с крупными налогоплательщиками в Киеве, необходимо зарегистрировать компанию в столице. Ведь любому предприятию удобнее обслуживаться по месту регистрации. «Сегодня не все украинские компании, да и налоговая служба, готовы к тому, чтобы все крупные налогоплательщики Украины обслуживались только в киевском офисе», — отметил генеральный директор ООО «СП «Нибулон»» Алексей Вадатурский.
Мониторим вместе
Не до конца реализована идея и с введением «Горизонтального мониторинга» — системы, при которой бизнес в режиме on-line открывает налоговикам доступ к своей первичной документации. Правительство до сих пор не урегулировало вопрос, в каком порядке предоставлять данные фискалам. Идея горизонтального мониторинга принадлежит нидерландской налоговой службе. К этой инициативе в 2005 году присоединились два десятка местных компаний. На Форуме по налоговому администрированию крупного бизнеса стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) налоговики Нидерландов заявили, что система себя оправдала: теперь проверок на предприятиях стало меньше. Украинская налоговая служба пока заключила меморандумы о работе в тестовом режиме только с пятью украинскими компаниями: McDonalds, «ЛУКойл Украина», «АрселорМиттал Кривой Рог», «Нибулон» и «METRO Cash & Carry Украина».В Украине зарегистрировано 1359 крупных налогоплательщиков.
«Если в 2010-м на нашем предприятии было проведено 27 различных документальных проверок, то с июня 2011-го по июль нынешнего года во время участия предприятия в горизонтальном мониторинге таких документальных проверок было всего семь. Конечно, для нас это положительная тенденция», — не нарадуется главный управляющий по налогообложению ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Андрей Максимов. В «Нибулоне» рассказали, что у компании есть свой налоговый куратор, и с ним финансовый департамент и департамент безопасности могут консультироваться по поводу партнеров, с которыми работает или намерено сотрудничать сельхозпредприятие.
Изначально ГНСУ предлагала принять участие в эксперименте бóльшему числу компаний. Но многие не согласились, узнав о формате сотрудничества. «Не были прописаны четкие условия работы с налоговым куратором в рамках системы «Горизонтальный мониторинг». В ГНСУ нам объяснили, что в режиме реального времени налоговая служба и та аудиторская компания, которой доверяет ГНСУ, будут консультировать нас по поводу наших контрагентов. Но ответственности, если сделка всё-таки оказалась рискованной или спустя какое-то время возникли вопросы к контрагентам, ни налоговики, ни аудиторы не несут. И мы задумались, стоит ли соглашаться. Ведь мы сегодня и так силами своей службы безопасности оцениваем риски», — призналась начальник налогового департамента ООО «Сандора» Любовь Михайловская.
Эксперты уверены: чтобы в дальнейшем избежать отказов со стороны компаний, налоговикам нужно четко прописывать условия сотрудничества в рамках системы «Горизонтальный мониторинг». Должны быть указаны критерии для аудиторских компаний, которые могут предоставлять услуги налогового аудита для предприятий. И компании нужно дать возможность самостоятельно выбрать, с кем из аудиторов сотрудничать. При этом необходимо создать систему страхования рисков (то есть установить, кто несет ответственность) и критерии оценки погрешности (то есть какую ответственность несут аудитор и компания за существенные и несущественные ошибки), считают эксперты из группы по разработке законодательства для внедрения системы «Горизонтальный мониторинг».
Оболочка реформы
До конца года, к моменту презентации второго этапа реформы, в Центральном офисе намерены утвердить еще один критерий, свидетельствующий о том, что компания относится к категории крупных плательщиков. Критерий таков: количество сотрудников, занятых на предприятии, должно составлять не менее 50 человек. «Бывают случаи, когда в компании с большими оборотами работает пять-семь человек. Можно ли это предприятие отнести к крупному бизнесу?» — недоумевает Степенко. В Великобритании крупным плательщиком налогов могут стать предприятия, где работает больше 250 человек. А в Нидерландах такая компания должна быть в листинге на бирже Амстердама или другой фондовой бирже.
Эксперты сегодня по-разному оценивают попытки налоговой изменить подход в обслуживании крупного бизнеса. «С одной стороны, создание Центрального офиса и полноценное внедрение системы «Горизонтальный мониторинг» должны упростить контроль за поступлениями от больших компаний. Ведь все предприятия будут сосредоточены в одном месте. Но бизнес ожидал, что вместе с новыми инструментами появится и упрощенная система возврата налога на добавленную стоимость, а не только дополнительный механизм влияния», — говорит руководитель налогово-юридического отдела компании Ernst&Young Владимир Котенко.
Согласен с ним и первый заместитель председателя Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Верховной Рады, народный депутат («БЮТ-Батьківщина») Сергей Терехин. «Вместе с созданием Центрального офиса по работе с крупными налогоплательщиками Всемирный банк предлагал внести изменения в администрирование налога на прибыль. В частности, правило отсрочки крайнего срока налоговых обязательств (возможность перенести установленный срок уплаты налога. — «Эксперт»). Но в украинском варианте взяли только оболочку — создание Центрального офиса. А вдобавок недавно путем правок, внесенных в Налоговый кодекс, легализовали авансовые платежи налога на прибыль. Все эти инициативы направлены в первую очередь на освоение финансирования со стороны Всемирного банка», — объясняет Терехин.
Комментарии