Минфин - Курсы валют Украины

Установить
18 июля 2012, 8:52 Читати українською

Почему моральное воспитание финансистов должно начинаться со школьной скамьи

Громкие скандалы последнего времени в таких крупных финансовых фирмах, как Barclays, JPMorgan, Goldman Sachs и других обнажили перед нами очередную проблему мироустройства — этика и мораль стремительно покидают сферу бизнеса. Луиджи Зингалес, профессор бизнес-школы Бута при Чикагском университете, в своей колонке для Bloomberg попробовал заглянуть вглубь этого явления.

Почему моральное воспитание финансистов должно начинаться со школьной скамьи
Фото с сайта slon.ru
  • Проблема начинается прямо со школьной скамьи. В большинстве бизнес-школ преподается этика, но таким образом, что студентам предлагается самим решать, применять ли то, что они выучили, на практике или нет.
  • Другой диалектической преградой стало то, что многие относятся к социальной ответственности физических лиц и компаний по-разному. Иначе говоря — а как можно индивидуальные стандарты сравнивать с корпоративными? Но ведь каждая компания — это просто группа отдельных личностей, связанных общими интересами, аргументирует автор.
  • Как ни странно, академические экономисты также считают, что их область не пересекается с моралью, и сравнивают себя с физиками, наблюдающими за тем, как в действительности ведут себя атомы, не объясняя, как они должны себя вести. Исследования показали, что это передается студентам, и те становятся циничными и перестают беспокоиться об общем благе. Однако профессора экономики забывают, что даже Милтон Фридман, известный своим заявлением о том, что единственной целью бизнеса является извлечение прибыли, говорил об этом с оговоркой. Он подчеркивал, что это должно быть так только до тех пор, пока игроки свято соблюдают правила игры и существуют в атмосфере свободной конкуренции, не нарушая закон.
  • Западный институт лоббирования напрямую противоречит принципам, изложенным Фридманом, потому что, по сути, является узаконенными попытками выкупить у государства конкурентные преимущества и выйти из сферы «фримаркета». Похожим образом эксплуатация слабости, заблуждений и зависимости клиентов означает ввод последних в заблуждение, если не откровенное мошенничество. К этому напрямую относится использование личной информации клиентов в своих интересах, манипулирование ставками или преднамеренная продажа невыгодных финансовых услуг.

Решением проблемы могло бы стать помещение этики в самую основу преподаваемых экономических теорий таким образом, чтобы будущие экономисты уже на школьной скамье начинали осознавать размер репутационных и финансовых издержек, вызванных недобросовестной конкуренцией. Конечно, даже после этого гарантировать соблюдение финансистами добросовестного поведения будет нельзя, однако эти меры помогут нам всем достичь нового уровня социального консенсуса, который может предотвратить недобросовестное поведение хотя бы части финансовых воротил в будущем.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться