Кабинет министров Украины предлагает внести изменения в Закон Украины «О внесении изменений в Закон »О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" №4212-VI от 22.12.2011 (далее — Закон №4212-VI) для совершенствования законодательства в сфере банкротства. Сам проект закона о внесении очередных изменений в нормативно-правовые акты по вопросам банкротства (№10707 от 05.07.2012) разрабатывался Министерством юстиции как государственным органом по вопросам банкротства, пишет Судебно-юридическая газета.
Процедура банкротства: нет предела совершенствованию?
По мнению чиновников, принятый Закон №4212-VI, который вступит в силу 19 января 2013 г., приведет правовое регулирование общественных отношений в сфере банкротства в соответствие с современными условиями. Но отдельные положения этого закона требуют усовершенствования, поскольку некоторые новеллы содержат недостатки, которые могут привести к существенному ухудшению государственного регулирования сферы восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом.
Причем здесь суд?
Ч. 10 ст. 6 Закона №4212-VI предусматривает, что положение о порядке проведения санации до начала производства по делу о банкротстве утверждается ВХСУ. Однако, по мнению законодателей, это положение не учитывает, что главная задача суда — осуществление правосудия. В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», к полномочиям высшего специализированного суда отнесено, в первую очередь, рассмотрение дел соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке согласно процессуальным законам. Возложение на ВХСУ полномочий по утверждению нормативно-правового акта не соответствует правовой природе правосудия, поскольку никоим образом не связано с его осуществлением. Учитывая изложенное, предлагается ч. 10 ст. 6 после слова «утверждается» дополнить словами «государственным органом по вопросам банкротства по согласованию с…».
Всем высылать постановления!
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона №4212-VI, проверка обоснованности требований заявителя, а также выяснение наличия оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве осуществляется хозяйственным судом на подготовительном заседании. Неявка на подготовительное заседание сторон и представителя государственного органа по вопросам банкротства, а также отсутствие отзыва должника не препятствуют проведению заседания. Однако, согласно ч. 3 ст. 12 Закона №4212-VI, постановление о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве, в котором отмечается дата подготовительного заседания, государственному органу по вопросам банкротства не посылается. Но суд выносит и посылает сторонам и государственному органу по вопросам банкротства постановление об отложении проведения подготовительного заседания суда на время, необходимое для оформления допуска арбитражному управляющему к государственной тайне, если в заявлении должника о возбуждении дела о банкротстве или в отзыве должника содержится информация об осуществлении им деятельности, связанной с государственной тайной. Авторы законопроекта №10707 инициируют изменение этой нормы: постановление о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве должно посылаться судом и государственному органу по вопросам банкротства.
Среди прочего, нормы документа, регламентирующие полномочия собраний и комитета кредиторов по делу о банкротстве, нуждаются в четком разграничении. С учетом международного опыта стран, имеющих опыт в сфере возобновления платежеспособности должника, полномочия по принятию решения об одобрении плана санации в процедурах распоряжения имуществом должника и санации предлагается отнести к исключительной компетенции собраний кредиторов.
Продажа имущества только через аукцион
При продаже имущества должника в процедурах банкротства предлагается предусмотреть ее исключительно через аукцион и изложить соответствующую норму в такой редакции: «После проведения инвентаризации и оценки имущества ликвидатор осуществляет на аукционе продажу имущества банкрота. Ликвидатор организовывает проведение аукциона по продаже активов банкрота с учетом требований этого Закона. Ликвидатор имеет право самостоятельно проводить торги на аукционе или привлечь на основании договора организатора аукциона. Организатор аукциона не может быть заинтересованным лицом относительно кредитора или должника».
Учитывая особенности обращения акций частного акционерного общества или частей общества с ограниченной ответственностью, а также особенности продажи товаров, которые быстро портятся, предусматривается ч. 4 ст. 44 Закона №4212-VI дополнить абзацем такого содержания: «Ликвидатор может осуществить непосредственную продажу акций частного акционерного общества или частей общества с ограниченной ответственностью, которые принадлежат должнику, если они выкупаются этим обществом или участниками (акционерами) этого общества», а ч. 6 этой же статьи изложить в новой редакции: «Ликвидатор может осуществлять непосредственную продажу или продажу на комиссионных условиях через организацию розничной торговли товаров, которые быстро портятся».
Публикация не обязательна
П. 1 ч. 1 ст. 45 Закона №4212-VI предусматривается, что в первую очередь удовлетворяются расходы заявителя на публикацию объявления о возбуждении дела о банкротстве, на введение процедуры санации и признания должника банкротом; расходы на публикацию в официальных печатных органах информации о порядке продажи имущества банкрота; расходы на публикацию в СМИ о возобновлении производства по делу о банкротстве в связи с признанием мирового соглашения недействительным. Однако предусмотренная законодательством процедура официального распространения сведений о деле о банкротстве не предусматривает обязательной публикации таких сведений в печатных СМИ, поэтому вышеприведенные положения следует исключить из Закона №4212-VI.
С предпринимателями запутались
Документом также предусмотрено, что с момента принятия хозяйственным судом решения о признании физлица-предпринимателя банкротом и об открытии ликвидационной процедуры государственная регистрация физлица как частного предпринимателя теряет силу, а выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности аннулируются. Но это не согласуется с ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». В соответствии с этой нормой, государственная регистрация юридических и физических лиц-предпринимателей — это засвидетельствование факта создания или прекращения юридического лица, факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.
Норма об аннулировании выданных лицензий не согласуется и с ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», в соответствии с которой основанием для аннулирования лицензии является решение об отмене государственной регистрации субъекта ведения хозяйственной деятельности.
Судебный сбор излишен
Положения об официальном разглашении сведений о банкротстве на официальном сайте ВХСУ вступают в силу через два года со дня опубликования этого Закона. До вступления этих положений в силу сведения о деле о банкротстве размещаются в газетах «Голос Украины» или «Урядовий кур’єр». Инициаторы изменений подчеркивают, что продление еще на год официальной огласки сведений о деле о банкротстве в официальных СМИ приведет к затягиванию производства по делу о банкротствах и к препятствиям в выявлении кредиторов и лиц, которые выразили желание принять участие в санации должника. Одна из задач усовершенствования процедур возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом — сокращение сроков этих процедур.
Кроме того, ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе» установлены льготы по уплате судебного сбора. Государственный орган по вопросам банкротства, который, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом», определяется как самостоятельный участник по делу о банкротстве, от уплаты судебного сбора не освобождается. Поскольку государственный орган по вопросам банкротства выполняет полномочия, возложенные на него Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом», предлагается от уплаты судебного сбора его освободить.
Планируется, что процедуры восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом в результате принятия правительственного законопроекта будут усовершенствованы еще до вступления в силу Закона №4212-VI. Кроме того, Закон будет приведен в соответствие с требованиями других действующих законодательных актов.
Комментарии