Минфин - Курсы валют Украины

Установить
6 июня 2012, 15:50 Читати українською

Новый порядок проведения проверок магазинов и ресторанов

28 мая 2012 г. вступил в силу новый Порядок проведения проверок субъектов хозяйствования в сфере торговли и услуг, в т. ч. ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг (речь идет об одноименном приказе Минэкономики №10 от 7 марта 2012 г.; далее — Приказ №10). Что нового появилось в Порядке и отразится ли это на упомянутых субъектах хозяйствования, разбиралась Судебно-юридическая газета.

Контроль деятельности субъектов, связанных с пищевой промышленностью, органами по вопросам защиты прав потребителей будет проводиться, как и раньше, на основании плановых и внеплановых проверок. Правда, «заглядывать в гости» представители Госпотребинспекции смогут чаще — раз в три месяца, поскольку, согласно п. 1.4 Приказа №10, плановые проверки проводятся должностными лицами на основании квартального плана работы Госпотребинспекции, ее территориальных органов по вопросам защиты прав потребителей, хотя раньше проверяющие могли «нагрянуть» лишь раз в год. Срок осуществления плановой проверки для субъектов малого бизнеса не может превышать 5 дней, а остальных субъектов — 15 дней. Причем продление срока осуществления плановой проверки не допускается.

Когда Госпотребинспекция приходит внепланово?

Что касается внеплановых проверок, то в соответствии с Приказом №10 они могут быть назначены в следующих случаях:

  1. предоставление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей об осуществлении проверки по его желанию. Понятно, что по собственному желанию можно уволиться, но пригласить в гости контролирующие органы?! Вряд ли можно представить предпринимателя, желающего внепланово видеть на пороге своего заведения должностных лиц Госпотребинспекции. Хотя, с другой стороны, как говорится, любая импровизация хороша только тогда, когда подготовлена заранее, поэтому, «подчистив все хвосты» и подготовившись к внеплановой проверке, можно и написать соответствующее заявление;
  2. выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  3. проверка исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или иных распорядительных документов об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом по вопросам защиты прав потребителей. Напомним, что на основании акта, составленного по результатам плановой проверки, во время которой были выявлены нарушения законодательства, в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки составляется предписание (обязательное для исполнения в указанные сроки требование должностного лица к субъекту хозяйствования об устранении выявленных нарушений; и, заметьте, предписание не предусматривает применения санкций к субъекту хозяйствования!) или распоряжение, в котором могут быть указаны санкции;
  4. обращения физических и юридических лиц о нарушениях субъектом хозяйствования требований законодательства (внеплановая проверка в таком случае осуществляется при наличии письменного согласия на проведение внеплановых мероприятий по осуществлению государственного контроля Госпотребинспекции);
  5. непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствующих предоставлению таких документов;
  6. наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью субъекта хозяйствования.

Из всех перечисленных оснований внеплановых проверок только последнее является нововведением, предусмотренным Приказом №10. Здесь, разумеется, речь идет и о профтравмах, т. е. травмах, полученных работниками на производстве. Впрочем, практика показывает, что, как правило, при получении травм работниками, например, общепита, руководство старается мирно урегулировать такую проблему, выплачивая в конверте денежную компенсацию. Кроме того, Приказом №10 не допускается повторная внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, на одном и том же основании, тогда как в ранее действовавшем Порядке такой нормы не было. В случае поступления на субъект хозяйствования нескольких жалоб по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится только один раз.

Важно помнить, что во время проведения внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых послужила основанием для этой проверки, с обязательным указанием таких вопросов в направлении на проведение проверки. Более того, проведение внеплановых проверок на иных основаниях запрещается. Срок внеплановой проверки не продлевается и не может превышать 2 дней для субъектов малого предпринимательства и 10 рабочих дней для остальных субъектов.

Как встречать проверку?

Несмотря на приличный объем полномочий, предоставленный проверяющим, у субъекта хозяйствования сохранилось право не допускать должностных лиц к проведению проверки, если она проводится с нарушением предусмотренных законом требований о периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля). Кроме того, если должностное лицо не предоставило предусмотренных законом копий документов или если предоставленные документы не отвечают требованиям закона, субъект хозяйствования также вправе не допускать проверку. Конечно же, основанием для отказа в проверке является и непредоставление должностным лицом до начала проверки служебного удостоверения и направления на проведение проверки или неполучение проверяемым субъектом письменного уведомления о проведении плановой проверки.

Если у субъекта хозяйствования нет оснований для отказа в «приеме гостей», необходимо знать, что проверяющие вправе:

  1. беспрепятственно посещать и обследовать, согласно законодательству, производственные, складские, торговые и иные помещения проверяемого субъекта;
  2. отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для осуществления проверки их качества на месте или для независимой экспертизы в соответствующих аккредитованных лабораториях и иных учреждениях;
  3. проводить контрольные проверки правильности осуществления расчетов с потребителями;
  4. 4бесплатно получать у субъекта хозяйствования необходимые копии документов, характеризующих качество продукции.

Наконец, проверяющим предоставлено право применять в установленном законодательством порядке меры к субъектам хозяйствования, допустившим нарушения прав потребителей, и вносить соответствующие предложения об их дальнейшей деятельности и о привлечении к ответственности виновных в нарушении прав потребителей. Но, согласно Приказу №10, органы защиты прав потребителей и их должностные лица во время проверки обязаны не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности проверяемого, если это не угрожает жизни и здоровью людей, не создает опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров. Это, к слову, норма новая, потому что в действующем ранее Порядке проверяющим было запрещено вмешиваться в уставную деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществлялась в рамках закона.

Последствия проверки

Что касается негативных последствий проведенной проверки, выявившей нарушения, то они остались теми же, что и раньше:

  • — принятие решения о составлении протокола об административном правонарушении;
  • — запрет реализации продукции;
  • — прекращение субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг реализации и производства продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, соблюдение которых, в соответствии с законодательством, является обязательным, до устранения выявленных недостатков.

ГНЭУ парламента уже дало добро на проведение проверок без предупреждения

В начале 2012 г. все СМИ говорили о законопроекте №9733 от 18.01.2012 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (по безопасности продукции)», которым были запланированы изменения в ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и ЗУ «О защите прав потребителей» в части 1) отказа от предупреждения хозсубъектов о плановых проверках Госпотребинспекции за 10 дней до ее проведения и 2) аннулирования необходимости согласия Госпотребинспекции Украины о проведении внеплановой проверки в случае обращения физических и юридических лиц в связи с нарушением субъектом хозяйствования требований законодательства. С тех пор об этом законопроекте забыли, но процесс его принятия идет своим чередом. И вот 16 марта 2012 г. Главное научно-экспертное управление ВР Украины опубликовало свое заключение, в котором рекомендовало принять проект №9733. Впрочем, о дальнейших перспективах законопроекта ничего не ведомо. Тем более что Минэкономики уже выпустил новый Порядок проведения проверок.

Что касается указанного нового Порядка проведения проверок качества продукции у хозсубъектов сферы торговли и услуг, в т. ч. ресторанного хозяйства, то в нем, кроме прочего, следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Должностные лица, проводящие проверку, отныне будут требовать от руководителя (собственника) хозсубъекта не Свидетельство о государственной регистрации, а выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

2. Приложением к новому Порядку проведения проверок утвержден образец согласия Госпотребинспекции Украины на проведение внеплановых мероприятий по осуществлению государственного контроля в случае их проведения по обращению физических и юридических лиц в связи с нарушением субъектом хозяйствования требований законодательства.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться