Принятые законы о льготах для IT-индустрии не достигнут поставленных целей и уменьшат поступления в бюджет и Пенсионный фонд от крупных налогоплательщиков. Такое мнение РБК-Украина высказали эксперты адвокатской фирмы «Паритет» юрист Вадим Шестаков и младший юрист Леонид Чернявский.
Льготы для IT-индустрии лишь уменьшат поступления в бюджет от крупных налогоплательщиков, — юристы
«Принятые Верховной Радой Украины законы о введении налоговых льгот (№ 9744) и льгот по уплате единого социального взноса (№ 8267) для IT-компаний, при условии подписания Президентом, начнут действовать с 1 января 2013 года. С первого взгляда, они направлены на поддержку развития индустрии программной продукции в Украине и выведение из тени доходов сотрудников, которые работают в данной сфере. Однако при более глубоком изучении данных документов можно сделать вывод, что либо цели были не те, либо авторы приложили недостаточно усилий для разработки адекватных целям положений законов. Данные выводы основаны на том, что законы о льготах устанавливают значительное количество ограничений и оговорок, а также не принимают во внимание реалии, сложившиеся в регулируемой сфере», — отметили юристы.
Во-первых, считает Чернявский, закон устанавливает ограничение, согласно которому субъектами индустрии программной продукции могут быть исключительно юридические лица, соответствующие определенным критериям, которые также должны пройти достаточно непростую процедуру признания таковыми. В данной процедуре предусмотрены и внеплановые документальные проверки налоговыми органами, и получение заключения Государственного агентства по вопросам науки, информации и информатизации Украины, которое будет оформляться пока по неизвестной процедуре.
Во-вторых, по его словам, ставка налога на доходы физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с IT-субъектами, устанавливается на уровне 5% только в случаях, когда уровень заработной платы указанных работников превышает определенную сумму (на сегодня — 6438 гривен). Если же уровень заработной платы меньше, то ставка налога увеличивается.
В-третьих, как отметил юрист, с одной стороны закон № 8267 ограничивает максимальный уровень единого социального взноса (ЕСВ), уплачиваемого за сотрудников, работающих по трудовому договору, на уровне 36,76% от двойного размера минимальной заработной платы на день его расчета. Но с другой стороны, размер ЕСВ, уплачиваемый физическими лицами-предпринимателями, все равно составляет сумму ниже более чем в два раза.
По мнению Чернявского и Шестакова, таким образом, малые и средние компании IT-отрасли, которые минимизируют налогообложение, используя различные схемы, продолжат работу на тех же условиях и не станут переходить на новый льготный режим. Что же касается крупных компаний, то они обязательно воспользуются данной возможностью, в результате чего значительно снизятся поступления как в государственный бюджет, так и в Пенсионный фонд.
«Кроме того, необходимо учитывать, что данные законы пока не подписаны Президентом, а вероятность их ветирования нельзя исключать как минимум по двум причинам. Во-первых, из-за значительных потерь бюджета, которые по оценкам Минфина могут составить около 700 млн грн в год. А, во-вторых, уменьшение ставок налога на доходы физических лиц исключительно для работников определенной специальности имеет признаки дискриминации», — подчеркнули юристы.
Комментарии