Предлагаемый размер дополнительной пошлины на иномарки — мизерный, покупатель его не почувствует. Однако введение пошлины позволит привлечь в страну деньги и технологии. Об этом в рамках автошоу SIA-2012 рассказал почетный президент УкрАвто, народный депутат Тариэл Васадзе.
— Ассоциация Укравтопром инициировала проведение спецрасследования в отношении импорта. Чего хотят автопроизводители от правительства?
— Речь идет об импортной пошлине. Для защиты внутреннего рынка пока никто не придумал ничего лучшего, чем импортные пошлины. После трех лет нахождения в ВТО кроме увеличения импорта Украина ничего не получила. Мы вправе в рамках правил ВТО провести спецрасследование. Если выяснится, что одна из отраслей экономики страны пострадала в результате увеличения импортной составляющей, Украина имеет право ввести специальную пошлину. Этот процесс сегодня обсуждается.
— Какой размер пошлины обсуждается?
— Насколько я знаю, речь идет об установлении пошлин на уровне 6% для автомобилей с объемом двигателя до 1500 см куб, и 12,9% для автомобилей с объемом двигателя от 1500 до 2200 см куб. Это мизерная прибавка, которую никто абсолютно не почувствует.
Сегодня Бразилия, например, увеличила импортную пошлину с 30% до 57%. То есть создается инвестиционный климат. Ведь никто не будет инвестировать в страну, если у производителя нет экономического интереса. А интерес появляется, когда речь идет о доступе к рынку.
Если рынок открыт и установлены минимальные пошлины, тогда необходимости в инвестировании нет. В противном случае, если есть барьер, чтобы не платить импортную пошлину производитель завозит деньги и технологии. Тогда появляются совместные предприятия, появляются рабочие места. Это как закон Ньютона: его можно понимать или не понимать, критиковать или не критиковать, но он работает.
— Импортеры говорят, что с введением пошлин пострадает потребитель, а цены на машины вырастут.
— Если у человека есть деньги, он не заметит этой прибавки. Пострадает обычный человек, который может сегодня потерять рабочее место и заработную плату. Кто будет тогда покупать автомобили?
Все помнят, что когда в Украине пошлина была на уровне 25%, условная цена автомобиля была, допустим, $20 тыс. После вступления в ВТО пошлину опустили до 10%, но цены на автомобили остались прежними. То есть за счет легкого доступа к рынку мировые производители увеличивают свою доходную часть. В итоге страдает бюджет страны и внутренний производитель, который вынужден сокращать рабочие места.
— Какие еще защитные меры вы просите у правительства?
— Здесь многое зависит от политики наших партнеров. Например, Россия вводит налог на утилизацию. Если наши соседи вводят такой налог, а мы туда экспортируем продукцию, естественно, мы тоже должны ввести такой сбор. Иначе весь автохлам будет завозится к нам.
Если говорить об экологии, то я за то, чтобы нормы были ужесточены — в части выхлопных газов, утилизации и т.д. Когда в стране продается 100 тыс. автомобилей — это не так заметно, но при рынке объемом более 1 млн автомобилей необходимо утилизировать аккумуляторы, шины, а это чревато большими проблемами.
— С введением утилизационного сбора в России вы не боитесь потерять свою долю рынка? Ведь это один из крупнейших экспортных рынков для ЗАЗа...
— Мы должны сделать адекватные шаги. Увеличение цен на наши автомобили там пропорционально должно привести к увеличению стоимости продукции АвтоВАЗа здесь. Нужно, чтобы соблюдался этот баланс.
— Когда вы ожидаете решения межведомственонй комиссии, которая рассматривает вопрос введения пошлин на иномарки?
— Ведутся консультации с Евросоюзом, Россией при участии всех заинтересованных сторон, в том числе и автоимпортеров. Процедуру нельзя нарушать. Мы объясняем нашу позицию. Импортеров можно понять, они защищают свои интересы. Мне посол одной из стран объясняет, что нужно создавать открытый рынок, при этом у них в стране пошлина в одно время достигала 100%. После того, как государство подняло экономику, стало конкурентноспособным, границы были открыты. Ведь пока у нас низкая пошлина, Украина не получила никаких инвестиций.
— Какова ситуация с заводом FSO (Fabrykа Samochodow Osobowych), который принадлежит УкрАвто? Вы нашли инвестора?
— Сегодня мы находимся на стадии его выбора. Раньше это было сделать достаточно проблематично, учитывая обязательства перед трудовым коллективом и профсоюзами, которые взяла на себя Daewoo при покупке завода в обмен на преференции со стороны польского правительства.
Раньше никто не хотел вкладывать деньги в это производство. Кто придет со своим продуктом, когда у предприятия такие высокие обязательства?
Мы в рамках польского законодательства рассчитались со всеми работниками и приостановили работу завода. Теперь, завершив этот этап, имеем несколько реальных предложений и находимся на стадии выбора партнера. Я думаю, завод будет работать, и работать очень успешно.
— Можете назвать потенциальных партнеров?
— Пока об этом рано говорить.
— Когда будет принято решение?
— Я думаю, скоро. Может быть через три месяца, а может и через полгода, но партнер будет.
28 мая 2012, 12:29
Читати українською
Комментарии - 3
Раз мизерная «прибавка» и никто ничего не почувствует… То на эти же % ныне уже существующие опустите пошлины…
А производство автомобилей, которые хочет покупать потребитель? Разве это не выход из положения?