Каждый год миллионы людей умирают от поддающихся профилактике и лечению заболеваний, особенно в бедных странах. Во многих случаях лекарства, спасающие жизнь, можно производить массово и дешево, но они продаются по ценам, которые блокируют доступ к ним тех, кто в них нуждается. И многие умирают просто потому, что нет лекарства или вакцины, поскольку на лечение болезней бедных в мире направляется слишком малая часть ценного исследовательского таланта и слишком ограниченные ресурсы.
Такое положение дел представляет собой провал экономики и права, и это необходимо срочно исправить. Хорошая новость заключается в том, что в настоящее время есть возможности для изменения ситуации, и наиболее многообещающим путем являются международные усилия во главе с Всемирной организацией здравоохранения. ВОЗ начнет исправлять подорванный режим интеллектуальной собственности, который сдерживает развитие и не дает доступа к дешевым препаратам.Лекарства стоят очень дорого, хотя затраты на их производство не так уж велики.
Лекарство от жадности. Как заставить фармацевтов снизить цены
Доступность лекарств сегодня ограничивается двумя основными проблемами. Одна из них заключается в том, что они стоят очень дорого; или, точнее, назначаемая цена очень высока, хотя затраты на их производство составляют лишь малую часть этой суммы. Во-вторых, разработка лекарств ориентирована на максимизацию прибыли, а не на социальные блага, что искажает усилия, направленные на создание лекарств, которые имеют большое значение для благосостояния человека. Поскольку у бедных так мало денег, которые они могут потратить, у фармацевтических компаний в рамках действующих соглашений мало стимулов для проведения исследований болезней, от которых они страдают.
Так не должно быть. Фармацевтические компании утверждают, что высокие цены необходимы для финансирования исследований и разработок. Но в США в действительности именно государство финансирует большинство медицинских исследований и разработок — непосредственно, через государственную поддержку (Национальный институт здоровья, Национальный научный фонд), а также косвенно, через государственные закупки лекарств, такие как программы «Медикэр» и «Медикэйд». Даже та часть, которая не финансируется государством, не является обычным рынком; закупки лекарств по рецепту большинством людей оплачиваются страховкой.
Государство финансирует медицинские исследования, поскольку улучшенные лекарства являются общественным благом. В результате, полученные знания служат на благо всех, останавливая эпидемии и ограничивая экономические и человеческие потери от распространенного заболевания. Эффективность требует совместного разделения результатов исследования как можно более широко, как только они становятся доступными. Томас Джефферсон сравнил знания со свечами: когда одна используется, чтобы зажечь другую, это не уменьшает свет первой свечи. Напротив, вокруг становится ярче.
Тем не менее, в Америке и в большинстве стран мира цены на лекарства по-прежнему непомерны, и распространение знаний очень ограничено. Это происходит потому, что мы создали патентную систему, которая дает новаторам временную монополию на то, что они создали, что дает им стимул скрывать свои знания, чтобы они не помогли конкурентам.Патентная система дает новаторам временную монополию и позволяет фармацевтическим компаниям завышать цены.
Хотя эта система действительно дает определенные стимулы для определенных видов исследований, делая инновации выгодными, она позволяет фармацевтическим компаниям завышать цены, и стимулы не обязательно соответствуют социальной отдаче. В секторе здравоохранения выгоднее могут быть исследования «аналогичных» лекарств, а не развитие лечения, которое действительно имеет значение. Патентная система может даже оказать неблагоприятное воздействие на инновации, поскольку, хотя наиболее важным вкладом в любое исследование является первоначальная идея, патентная система способствует сохранению тайны.
Решение проблемы высоких цен и неправильно направленных исследований состоит в замене текущей модели призовым фондом, поддерживаемым государством. При призовой системе новаторы получают вознаграждение за новые знания, но они не сохраняют монополию на их использование. Таким образом, влияние конкурентных рынков может гарантировать, что, как только препарат будет разработан, он станет доступен по самой низкой возможной цене — а не по завышенной монопольной цене.
К счастью, некоторые американские законодатели проявляют большой интерес к этому подходу. Закон о Призовом фонде для борьбы с ВИЧ/СПИДом (Prize Fund for HIV/AIDS Act) ‑ законопроект, внесенный в конгресс сенатором Берни Сандерсом, является одной из таких инициатив. Его законопроект также содержит важные положения, направленные на поощрение открытых источников исследования, что будет направлять текущую модель исследования к обмену, а не к тайне.Проблему высоких цен и важности исследований можно решить, сменив текущую модель на призовой фонд.
Но в мировом масштабе наша инновационная система требует гораздо больших изменений. Усилия ВОЗ по стимулированию широких реформ на международном уровне имеют решающее значение. Весной этого года ВОЗ опубликовала доклад, который рекомендует решения, аналогичные тем, которые были предложены в законопроекте сената США, но на глобальном уровне.
Важно отметить, что доклад «Исследования и разработки по удовлетворению потребностей здравоохранения в развивающихся странах» («Research and Development to Meet Health Needs in Developing Countries») рекомендует комплексный подход, в том числе обязательные взносы государства для проведения исследований потребностей развивающихся стран в здравоохранении; международную координацию медицинских приоритетов и внедрения; глобальный орган мониторинга, который будет контролировать, где потребности являются наиболее острыми. В конце мая международное сообщество будет иметь возможность приступить к реализации этих идей на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ ‑ время надежд для общественного здравоохранения во всем мире.
Реформирование нашей инновационной системы является не только вопросом экономики. Во многих случаях это вопрос жизни и смерти. Поэтому важно разорвать связь между стимулами исследований и развития и ценами на лекарства, а также содействовать более широкому обмену научными знаниями.
Для Америки законопроект Сандерса является значительным прогрессом. Для мира рекомендации ВОЗ представляют собой возможность, появляющуюся раз в поколение исправить давнее и вопиющее неравенство в здравоохранении, и, в более широком смысле, чтобы установить модель для управления глобальными общественными благами, как это подобает эпохе глобализации. Мы не можем позволить, чтобы эта возможность прошла мимо нас.
Джозеф Стиглиц
Комментарии