Тем, кто участвовал в сделке по покупке или продаже недвижимости, наверняка знакома напряженность, сопровождающая перевозку средств. Чтобы обезопасить себя, можно прибегнуть к услугам инкассации — перевозке денежных средств под присмотром вооруженной охраны на специализированном транспорте.
Так, к примеру, перевозка 500 тыс. гривен (около 53 тыс. долларов, что сравнимо со стоимостью 1-комнатной квартиры в столице) обойдется в сумму около 2 500 гривен.
Подобный сервис частным лицам в стране предоставляют до 30 украинских банков. Год назад их услуги обходились суммарно на 20—30% дешевле. В частности, плата за аренду автомобиля с вооруженной охраной подорожала на 30—50 гривен — до 100—200 гривен за небронированный автомобиль и до 300—500 гривен за бронированный. Комиссии за перевозку ценностей выросли на 10—15% (транспортировка ценностей до 100 тыс. гривен обойдется в 0,2—0,6% от суммы, свыше 100 тыс. гривен — 0,05—0,18% от суммы).
Максимально подорожала перевозка средств между населенными пунктами: каждый километр обойдется клиентам в 2—8 гривен, что на 30—50% больше, чем весной 2011 года. Увы, к 2014-му, сроку выполнения требований НБУ, стоимость услуги инкассации для физлиц еще повысится — в среднем на 50%. Подорожание вызвано необходимостью выполнения требований со стороны НБУ, ужесточившему отбор авто, задействованному при инкассации. Из-за чего рынок c начала года покинуло свыше пяти игроков.
Договор с банком об инкассации заключается за три-пять рабочих дней до требуемой даты. Оплата услуг производится в момент подписания документа. В договоре прописываются сумма, маршрут, включая способ передачи ценностей («дверь — дверь», «банк — дверь», «дверь — банк») и сроки перевозки, а также ответственность сторон.
Ольга Ускова, начальник управления судебного урегулирования корпорации UBG, советует клиентам дополнить договор пунктами, предусматривающими увеличение объема ответственности банка путем компенсации не только прямых убытков, к чему его обязывает законодательство, но и других затрат, включая упущенную выгоду. Не лишним будет также предусмотреть ответственность за нарушение сроков доставки ценностей. В свою очередь Вячеслав Балан, директор департамента перевозки валютных ценностей и инкассации средств ПАО «Эрде Банк», рекомендует оговорить отдельным пунктом сроки компенсации при утере ценностей, так как возмещение может затянуться на неопределенный срок.
Как снизить риски при перевозке ценностей:
Банковский перевозчик
- За 2—3 дня заключить с банком договор о перевозке валютных ценностей.
- Детализировать в договоре передачу ценностей от клиента банку и наоборот («дверь — дверь», «банк — дверь», «дверь — банк»).
- Увеличить объем ответственности банка путем компенсации не только прямых убытков, но и других затрат, включая упущенную выгоду.
- Прописать в договоре ответственность банка за разглашение информации о перевозимых ценностях.
- Предусмотреть ответственность банка за нарушение сроков доставки ценностей.
- Оформить страховку.
Андрей Левочкин, помощник юриста юридической фирмы «Пузанов и Партнеры»:
— Согласно закону Украины «О банках и банковской деятельности» информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним при оказании услуг, является банковской тайной. То есть за разглашение информации о перевозимых ценностях установлена уголовная ответственность.
Виталий Никитюк, начальник отдела перевозки валютных ценностей и инкассации денежных средств ПАО «Правэкс-Банк»:
— При подписании договора инкассации клиентам желательно сразу заказывать автомобиль, который обеспечит повышенную безопасность. Максимальную степень защиты может обеспечить использование бронированного автотранспорта, оборудованного системой спутникового слежения, подключенного к пульту Государственной службы охраны со специально сконструированными сейфами.
Татьяна Криволапчук
Комментарии