Вот уже год Украина живет по новому налоговому законодательству. О его плюсах и минусах мы попросили рассказать Елену Ткаченко, партнёра Адвокатской фирмы ПАРИТЕТ, пишет Сегодня.
Эксперт: В 2011-м ошибки в налоговом учете делали даже самые грамотные
В 2011 году ошибки в налоговом учете делали все — даже самые грамотные и самые осторожные налогоплательщики.
Многие положения в Налоговом кодексе оставляют возможность неоднозначного толкования, а некоторые толкованию вообще поддаются с трудом.
Что же касается логики изложения. Некоторые очень важные нормы обнаруживались просто случайно — в совершенно неожиданных местах.
Не добавили ясности разъяснения налоговой в ноябре 2011 о том, как, оказывается, надо было поступить в марте 2011.
Позитивными (во всяком случае — для юридических лиц) можно назвать новые положения об упрощенной системе налогообложения (вступили в силу 01.01.2012): разрешенный годовой доход 5 млн грн при едином налоге 3 % (и дополнительно — НДС) или 5 % (включая НДС) против 1 млн грн дохода, 6 % и 10 % налога, соответственно, до 31.12.2011.
Что же касается плательщиков единого налога — физических лиц, то с 01.04.2011 по 31.12.2011 действовал запрел относительно всех таких предпринимателей, кроме тех, кто выполнял работы, услуги в сфере информатизации (пункт 139.1.12): плательщики налога на прибыль не имели право включать в свои расходы суммы, уплаченные таким предпринимателям за товары, работы, услуги. Такой запрет просто «убил» этот сегмент: многие предприниматели остались без продаж и были вынуждены прекратить деятельность, «не дожив» до изменений 01.01.2012.
Многим запомнилось загадочное исчезновение НДС (в ночь на 01.01.2011 г.) и не менее загадочное возвращение (01.07.2011) на целый ряд услуг (пункт 196.1.14).
Именно из-за него бухгалтера и юристы встречали Новый 2011 год с Налоговым кодексом: с 01 января половина операций по поставке услуг оставалась объектом налогообложения НДС, а вторая — становилась «не объектом». Вот только где первая половина, а где вторая сходу не мог понять никто. Ситуация осложнялась еще тем, что положения Налогового кодекса никак не учитывали существования классификатора (КВЭД), поэтому названия услуг в Налоговом кодексе и в КВЕД (а, соответственно, — в договорах и актах налогоплательщиков) никак не совпадали.
В общем, «титул» страны с одним из самых сложных налоговых законодательств мы имеем вполне заслуженно. И еще долго никому его не отдадим.
Комментарии