Летом для заробитчан начинается период «жатвы» — Европа набирает людей на сезонные работы в полях. У жителей Западной Украины особенно популярна соседняя Польша: ехать недалеко, и визу сделать проще всего, по сравнению с консульствами других европейских стран. Чтобы устроиться на работу в фермерские хозяйства соседней страны, нужны приглашение от работодателя и деньги на визу и поездку. Впрочем, сейчас, в середине мая, заробитчане могут рассчитывать на визу не раньше августа. Причина задержки — небывалый визовый ажиотаж, вызванный июньским еврочемпионатом. Источник убедился, отправившись в генеральное консульство Республики Польша во Львове на ул. Франко, пишет Сегодня.
Заработки за границей: на клубнике можно получать до 1000 долларов, а няням с языком платят 400-500
«Решалы»
Вокруг, как обычно, промышляют визовые «решалы», которые за деньги быстро устроят и приглашение, и саму визу. Я еще только думаю, стоит ли идти к консульству, и стою на переходе, как ко мне подходит мужчина и предлагает помощь. Честно признаюсь ему: приглашений у меня нет, просто хочу летом подзаработать на сборе урожая — клубники, например. Это его рассмешило. «Клубнику вы уже проспали. Вам сейчас разве что яблоки пахнут. Или, если повезет, сбор вишни», — смеется пан Василий, который «работает» под консульством: находит клиентов, занимает очередь, дает консультации.
А дальше переходит к конкретике: сделать вызов на работу, найти эту самую работу и даже отвезти меня он берется сам. От меня требуется только отечественный и заграничный паспорта с идентификационным кодом и 1000 гривен. Звонить нужно его жене, которая заберет документы и деньги. Чтобы я не сомневалась в его честности, вызывает из очереди молодого мужчину и тот подтверждает, что именно этот пан Василий помог ему две недели назад сдать документы, а вот сейчас они пришли забирать визу и едут на работу в Польшу. Рассчитывают в день «на клубнике» получать до 150 злотых (350 грн). В месяц набегает $900—1000. В прошлом году за ту же работу платили на $100—200 меньше. Сразу после кризиса 2008-го — и того меньше: 500—700 баксов (особенно упали заработки в 2010-м, когда из-за наводнения в Польше ягоды погнили).
«А сейчас уже после кризиса оклемались, и платят побольше», — говорит нам учительница со Львовщины Богдана Скляр, которая пятый год зарабатывает летом на ягодах, объяснив тем самым, почему по сравнению с прошлыми годами сейчас среди заробитчан аншлаг.
Визы
Говорю пану Василию, что 1000 гривен для меня дорого, и пытаюсь сдать документы сама, чтобы получить хотя бы турвизу. А уже на месте поискать нелегальную работу. Но для того чтобы записаться на сдачу документов, надо сначала зарегистрироваться на сайте консульства. А это оказалось просто невозможно — система e-konsulat зависает на шаге «бронировка срока».
В польском консульстве обещают вот-вот возобновить зависшую регистрацию на сайте. Заминка, как объяснил нам генконсул Ярослав Дрозд, возникла из-за замены офисного оборудования на новое, которое позволит быстрее выдавать визы. Ярослав Дрозд также напомнил, что футбольные фанаты для получения визы должны предъявить билет или его бронь и подтверждение бронирования отеля.
По словам генконсула, с начала этого года они выдали на 10 тысяч виз больше, чем за аналогичный период прошлого года, — около 40 тысяч. А пока сайт висит, можно сдать документы через визовый центр на ул. Садовая, открывшийся полгода назад. Правда, там нужно доплатить за услуги 250 грн. Но и тут «облом»: 16 мая в центре на подачу документов записывают аж на 4 июля. Если учесть, что визу будут делать две недели, то как раз к августу и выдадут.
Черника за 5 тыс. евро
Впрочем, мы нашли еще один вариант: в центре Львова, на тротуаре, месяца два как припаркована легковушка с польскими номерами и объявлением на украинском языке. В нем — заманчивые предложения работы за границей. В Польшу набирают чернорабочих на заводы, на мясокомбинат, строителей, трактористов и животноводов, а также сборщиков яблок, груш, печериц (шампиньонов). В Швецию и Финляндию зовут собирать чернику-морошку. Обещают — 3—5 тысяч евро в месяц. Сезон — с июля по октябрь. В машине — никого. Многие останавливаются и записывают номер телефона.
«Я после работы на том мясокомбинате теперь всю жизнь буду лечить спину и ноги. Натаскался тяжеленных тушек. А мяса в рот не возьму — насмотрелся, как его делают», — пробует отговорить меня один из прохожих. «А я боюсь, что могут кинуть», — недоверчив другой прохожий. Кстати, на объявлении указан номер лицензии фирмы-нанимателя. Эксперты в таких случаях советуют подписывать договор у юристов. Я звоню по указанному телефону. В разговоре мне называют тот же перечень документов, что и «решала» под консульством. Вот только услуги стоят дороже: «До 1500 гривен, но можем поторговаться». Вероятно, автомобиль в центре города с объявлением — это допрасходы для этого «решалы».
С языком — в няни
Те, кто знает польский язык, устраиваются в Польше медработниками, официантами, учителями и нянями. Сорокалетняя львовянка Эрика и ее двадцатилетняя дочь Илонка — няни для двоих малышей в Варшаве. Обе имеют обычные туристические визы, которые не дают права на работу. Но пока что их не поймали.
«Мы с дочкой меняемся: месяц она там, следующий месяц — я. Обе хорошо разговариваем по-польски, потому на улице нас не останавливают для проверки документов. Когда нас спрашивают, куда едем — говорим, что к родственникам», — рассказывает Эрика. На работу мама с дочкой не жалуются. «Мы трудимся в приличном доме, а не в поле. И на том спасибо», — говорит женщина. Няни зарабатывают $400—500 в месяц, но экономят на еде и жилье, ведь живут и питаются у хозяев.
Комментарии