Предприниматели и те, кто хочет ими стать, штурмуют курсы и тренинги, где бизнесмены преподают им основы украинского капитализма — как заработать деньги и сохранить их при набегах госструктур, — пишет Корреспондент.
Гуру украинского бизнеса учат, как сохранить заработанные деньги при набегах госструктур
Более 600 тыс. начинающих предпринимателей во время кризиса сели за парты, чтобы получить мастер-класс от акул отечественного делового мира.
В Украине развернулась самая массовая за всю ее историю образовательная программа для желающих заняться бизнесом. Программа эта не государственная и поддерживается исключительно средствами учащихся. В стране уже действуют порядка 1,5 тыс. подобных школ, курсов и тренинговых агентств для тех, кто хочет начать свой бизнес, но не знает, как в него войти, что делать, если вошел, и, собственно, где выход, если вошел неудачно.В стране уже действуют порядка 1,5 тыс. подобных школ, курсов и тренинговых агентств для тех, кто хочет начать свой бизнес, но не знает, как в него войти, что делать, если вошел, и, собственно, где выход, если вошел неудачно.
Число интересующихся такими курсами стремительно растет, уверяет консультант по управлению компании Топ Академия Таисия Василишина. Она также говорит, что когда Топ Академия объявила о наборе слушателей, на учебу пошли даже студенты и старшеклассники.
В стране уже действуют порядка 1,5 тыс. подобных школ, курсов и тренинговых агентств для тех, кто хочет начать свой бизнес, но не знает, как в него войти, что делать, если вошел, и, собственно, где выход, если вошел неудачно.
В числе преподавателей — крупные капиталисты, собственники многопрофильных корпораций, успешные предприниматели. Гонорары для гуру украинского бизнеса колеблются от «спасибо» до 3 тыс. долларов, а в особых случаях — до 10 тыс. долларовза двухдневный тренинг.
В свою очередь, за входной билет к звездам отечественной буржуазии слушатели выкладывают от 250 долларовдо 1,2 тыс. долларовЛеонид Стародубцев, эксперт консалтингового агентства Приоритет Лайн, говорит, что эта образовательная ниша превратилась в многомиллионный бизнес, годовой оборот которого после кризиса вырос на треть — до 300 млн грн.
«С такими темпами рынок обучения быстро наберет вес отрасли экономики, как это случилось в странах ЕС, где обучение будущих бизнесменов — это вообще рычаг экономической политики государства, ведь чем больше мелких предпринимателей, тем гибче экономика страны», — прогнозирует эксперт.
Испанец Пабло Мартин де Олан, руководитель департамента предпринимательского менеджмента бизнес-школы IE, рассказывает, что обучение населения деловым навыкам — общемировой тренд.
«Причина того, что курсы по предпринимательству становятся все популярнее, в том, что корпорации уже не могут создать столько рабочих мест, как раньше, — поясняет де Олан. — Именно поэтому молодые люди все чаще задумываются, где им работать, и среди них много тех, кто уже вообще не согласен трудиться на кого-то».
Пора в школу
Киевское утро субботы 21 апреля выдалось необычайно теплым и — вопреки прогнозам синоптиков — без ливней и гроз. Даже теплые солнечные лучи не смогли удержать более 400 начинающих предпринимателей от того, чтобы прийти в огромный зал Киевской областной госадминистрации.
Зачем? Чтобы послушать серию лекций на тему о том, как организовать успешный стартап и перейти от голой идеи к ее реализации, заинтересовать инвестора и т. д. Ключевой месседж форума — учиться, учиться и еще раз учиться, так завещал великий бизнес.
В качестве бонуса — рассказ об историях успеха и десять мастер-классов от закаленных бойцов делового фронта, заработавших свой первый миллион в ресторанном бизнесе, на туризме, в сфере IT. Затем массовый обмен визитками, идеями и бизнес-планами.
Только в 2011 году за парту сели 200 тыс. студентов — новичков бизнеса и даже абсолютных дилетантов
«Компании, созданные без подготовки, без финансового плана и четкой цели на рынке, обречены на провал, — говорит де Олан о целесообразности делового ликбеза. — Понимание основ бизнеса — стратегии, знаний о целевом рынке — поможет пережить первый год работы, что удается только 30% всех молодых компаний».
Интерес к бизнес-образованию стремительно растет. Только в 2011 году за парту сели 200 тыс. студентов — новичков бизнеса и даже абсолютных дилетантов. Это рекорд в истории делового ликбеза в Украине.
Консультант по экономическим вопросам ивано-франковского бизнес-инкубатора Елена Зварич говорит, что рынок делового образования в ее регионе двигают украинцы, уволенные в кризис, а также приехавшие с заработков в Западной Европе. Именно они становятся студентами подобных курсов.
Один из них — 42-летний Сергей Довгополый. У него за плечами три года работы в России и два года в Португалии. Когда в Европе грянул финансовый кризис, львовянин вернулся на родину и теперь у него задача-минимум — сохранить заработанное, а задача-максимум — приумножить гастарбайтерский гонорар.
Свое бизнес-образование Довгополый планирует пройти в Украинской высшей школе бизнеса (УВШБ), где организован специальный курс подготовки будущих предпринимателей Создай свой бизнес. Этот ликбез займет у него почти четыре месяца и отнимет около 10 тыс. грн.
Первый звонок
Все на бизнес-курсы, товарищи! Будьте в Приоритете. Такие стилизованные под советские плакаты 1930-х годов таблички встречают каждого входящего в аудитории бизнес-школы Приоритет Лайн. Здесь после ремонта еще не успела высохнуть краска, но на столах уже разложены папки с материалами для будущих студентов. По словам Стародубцева, его компания старается как можно скорее открыть школу, пока существует повышенный спрос на такое образование.
«Сегодня только по одной рекламе в метро на курсы по правильному выбору бизнес-стратегии записались 45 человек», — рассказывает Стародубцев. Желание и минимальный начальный капитал, которого хватит на госрегистрацию и оплату обучения, — это главные критерии допуска к занятиям в Приоритете.
Сегодня только по одной рекламе в метро на курсы по правильному выбору бизнес-стратегии записались 45 человек
В Институте предпринимательства Cisco в Украине за 4 тыс. грн. в течение 2,5 месяцев обучат студентов азам капитализма — от формирования идеи до написания бизнес-плана. А за полный курс в бизнес-инкубаторе GrowthUP от новичка не возьмут ничего, кроме 5 % его уставного фонда. Если же у студента есть рентабельная идея, в GrowthUP обещают помощь с поиском инвестора.
«Вот, например, прямо перед нашей беседой один из таких стартаперов поехал на встречу с инвесторами», — говорит Николай Савин, исполнительный директор GrowthUP.
Программа украинских бизнес-школ для новичков дает уроки выживаемости в агрессивной деловой и политической среде. Как рассказала глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса Фортеця Оксана Продан, сегодня среди предпринимателей становятся очень популярными лекции по защите от грубых наездов конкурентов и таких же грубых налетов госорганов.
Причем, по словам директора Национального тренингового агентства Максима Голубева, впервые запустить курс по безопасности ведения бизнеса он пробовал еще до кризиса, но тогда проект провалился.
Когда же грянул кризис и появились новости о рейдерских захватах, тотальных налоговых проверках и прочих ужасах современной жизни, программа оказалась крайне востребованной
Когда же грянул кризис и появились новости о рейдерских захватах, тотальных налоговых проверках и прочих ужасах современной жизни, программа оказалась крайне востребованной. Очередь на уроки выстроилась на несколько месяцев вперед. Например, сегодня желающим попасть на тренинги Голубева придется ждать до лета — свободных мест нет.
Необходимость отгородиться от агрессивной бюрократии, продолжает Стародубцев, и есть главное отличие европейского бизнес-образования от отечественного. «Это разница и в менталитете украинцев, которые всегда были против властных институтов и государственного подхода к бизнесу, заработками которого у нас латаются все экономические просчеты власти», — говорит эксперт.
Главное отличие их от нас, по мнению де Олана, также кроется в глобализации процесса образования. Например, в испанских бизнес-школах одновременно учатся студенты из 80 стран. «Коллеги со всего мира часто помогают молодым предпринимателям выйти на новые географические рынки, — отмечает он. — Это легче сделать, когда вместе с вами учится местный эксперт с многочисленными связями у себя на родине».
Педсовет
За бизнес-курсы взялись небольшие учебные центры и даже крупные холдинги. В частности, агрохолдинг Мрія или ликеро-водочный гигант Nemiroff обзавелись лицензией на образовательные программы.
«Профессионального бизнес-образования сегодня в Украине как такового нет, и собственникам бизнес-школ приходится выкручиваться, приглашая топ-менеджеров, — говорит Андрей Гута, совладелец агрохолдинга Мрія. — Например, в моем бизнес-образовании встречи со знаменитыми бизнесменами или с известными личностями имели большое значение». Сегодня опытный предприниматель читает лекции нечасто — в среднем раз в месяц.
В роли преподавателей в украинских бизнес-классах выступает цвет отечественного капитализма. В УВШБ секретами деловой кухни делятся звездные топ-менеджеры, такие как совладелец торгового центра DreamTown Гарик Корогодский, глава крупнейшего агрохолдинга Укрзернопром-Агро Евгений Ленг, известный одесский ресторатор Савелий Либкин, а также председатель набсовета компании Октава Капитал и основатель крупных IT-компаний Инком и Датагруп Александр Кардаков.
Профессионального бизнес-образования сегодня в Украине как такового нет, и собственникам бизнес-школ приходится выкручиваться, приглашая топ-менеджеров
“Я провел хорошие эксперименты в Акулах бизнеса [телешоу на канале ICTV], выясняя, можно ли выйти с нуля, с пещерного, скажем так, сознания в светлый капитализм. Ничего не получилось.
Нельзя, — делится своими размышлениями Кардаков. — Человек должен сам, шаг за шагом постепенно пройти все этапы, пока не придет понимание”.
От степени понимания того, как нужно начинать и вести свое дело, продолжает мысль коллеги Либкин, непосредственно зависит успех почина. Два последних занятия ресторатор учил студентов на примерах своих уже ставших культовыми заведений Дача и Тавернета, как сделать подобные бизнес-проекты максимально интересными для клиентов.
«Важно в таких выступлениях — это то, что ты не слушаешь сухую теорию, а слушаешь практиков, — подхватывает еще один лектор, Евгений Черняк, владелец ликероводочного холдинга Global Spirits (ТМ Хортиця, Шустов, Oreanda ). — Главное, изучать их опыт, как это делают на Западе. И лекция тем и хороша, что там могут задать любой вопрос».
По наблюдениям Алексея Сторожука, коммерческого директора УВШБ, после таких курсов около 40% слушателей успешно стартуют в собственном деле.
«Это отличный показатель — после выступления этих блестящих бизнесменов люди выходят наэлектризованными, глаза горят, а руки сами ищут бизнес, чтобы его сделать», — передает атмосферу тренингов Сторожук.
Читайте также: Семь советов Баффета студентам, Не жалейте денег на IT, Повышение в должности. Как сделать правильный шаг в развитии карьеры.
Комментарии - 1