Украине все большей популярностью начинают пользоваться непубличные инвестиционные фонды. Таковые можно разделить на два вида: венчурные и закрытые. На протяжении прошлого года активы непубличных фондов выросли почти на 20%. Отметим, что в Украине они создаются, как правило, под заранее известных юридических или физических лиц. При этом довольно часто владельцем такого фонда выступает одно лицо, пишет Бизнес.
Украине все большей популярностью начинают пользоваться непубличные инвестиционные фонды
Отметим, что в общих активах украинских институтов совместного инвестирования (ИСИ) доля венчурных фондов существенно выше, чем закрытых. Так, по данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ; г.Киев; с 1995 г.; объединяет более 340 компаний), за прошлый год активы венчурных ИСИ выросли на 20% и на 1 января 2012 г. составили 103,7 млрд грн. В то же время активы закрытых ИСИ увеличились почти на 11% и на начало этого года насчитывали 8,6 млрд грн.
Если венчурные ИСИ относятся к непубличным фондам, то среди закрытых ИСИ встречаются и публичные. Общий объем активов публичных фондов закрытого типа, по оценкам экспертов, составляет около 1 млрд грн. Таким образом, общий объем активов непубличных фондов на начало этого года составил около 111 млрд грн.
Лучше не бывает
Пожалуй, главная причина повышенного интереса крупного бизнеса к венчурным фондам в том, что они позволяют надежно спрятать собственника бизнеса. Закрытые корпоративные фонды часто создаются в форме публичного акционерного общества и посему обязаны каждый квартал раскрывать информацию о своих собственниках на сайте «Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины». Венчурные фонды создаются как паевые и не обязаны раскрывать такую информацию.
Поэтому о том, кто стоит за такими ИСИ, можно только догадываться. Кстати, именно поэтому еще 16 июня 2011 г. вступили в силу изменения в Закон №3024 «О внесении изменений в некоторые законы относительно регулирования деятельности банков», согласно которым паевым фондам запретили покупать акции банков. По словам чиновников, Нацбанк таким образом пытается сделать структуру собственности банков более прозрачной.
Популярность венчурных фондов объясняется еще и тем, что они позволяют использовать большое количество инструментов для организации финансовых потоков внутри группы компаний. В частности, выдавать кредиты предприятиям, акциями или корпоративными правами которых он владеет. «Условно говоря, наличие в портфеле одной акции предприятия уже дает возможность открыть для него многомиллионную кредитную линию под низкий процент», — говорит Дмитрий Ганапольський, директор компании по управлению активами (КУА) «Фьюжн Капитал Партнерз» (г.Киев; с 2007 г.; активы под управлением — более 833 млн грн.).
Фондовики утверждают, что таким образом в основном и финансируются предприятия в рамках одной группы компаний. Конечно же, финансовые потоки можно организовать и с помощью выпуска облигаций. В таком случае одна из компаний ФПГ эмитирует облигации, а обслуживающий ее фонд выкупает ценные бумаги. Но это обходится дороже и занимает больше времени, ведь выпуски облигаций необходимо регистрировать в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).
Более того, и у венчурных фондов, и у фондов закрытого типа есть одно неоспоримое преимущество — они выплачивают налог на прибыль только по окончании срока своей деятельности. При этом ограничений по срокам, на которые может создаваться фонд, в законодательстве нет. Это позволяет собственникам фондов спокойно заводить и выводить средства и активы из фондов, не задумываясь, сколько такой фонд получит прибыли и сколько необходимо будет уплатить налогов.
Если учесть указанные выше преимущества непубличных инвестфондов, становится понятно, почему в последнее время бизнесмены начали переводить свою крупную собственность, особенно недвижимость, в такие учреждения. Не последнюю роль в данном вопросе сыграла и возможность скорого введения в Украине налога на роскошь.
«Крупные собственники недвижимости начали опасаться введения налога на роскошь. Поэтому они активно переводят недвижимость на свои венчурные ИСИ. Таким образом, налог на роскошь им платить не придется», — говорит Дмитрий Леонов, председатель совета УАИБ. Отметим, что уже подготовлен законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно введения налога на роскошь», согласно которому этим налогом будут облагаться квартиры общей площадью более 120 кв.м и дома, площадь которых превышает 250 кв.м.
Что? Где? Чье?
По данным УАИБ, по состоянию на начало этого года крупнейшей КУА является «Форум» с общей стоимостью чистых активов (СЧА) под управлением почти в 7 млрд грн. Эта компания управляет крупнейшим в стране венчурным фондом «Унибудинвест». По данным «Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины», на III квартал 2011 г. 100%-ным собственником этого фонда было ООО «Унибудинвест Менеджмент». Генеральный директор КУА «Форум» — Максим Бланк, директор инвесткомпании «Аструм Инвестмент Менеджмент» (г.Киев; с 2008 г.; 60 чел.). Данную группу компаний связывают с Леонидом Юрушевым, бывшем владельцем банка «Форум».
К крупнейшим КУА, управляющим венчурными инвестфондами, причисляют также компанию «Строительные проекты». Она управляет целым рядом фондов с общей СЧА под управлением в 4,4 млрд грн. Данные ИСИ обслуживают строительные проекты группы компаний «Альфа». Совладельцем «Альфа-групп» является российский олигарх Михаил Фридман.
Стоит отметить, что венчурные фонды давно активно используются застройщиками, так как позволяют избежать уплаты 20% НДС, который может быть начислен на разницу между себестоимостью возведенного «метра» и ценой его реализации, а также 25% налога на прибыль, полученную за счет данной разницы.
Среди крупнейших «венчурных» компаний стоит отметить и КУА «ДАН» с общей СЧА в 4,3 млрд грн. Примечательно, что только за последний квартал 2011 г. компания вдвое нарастила активы под управлением, что позволило ей занять первое место по увеличению активов в рэнкинге венчурных фондов УАИБ. Отметим, что официальная информация о собственниках КУА и фондов под ее управлением отсутствует. Тем не менее саму компанию в СМИ часто связывают с известным донецким бизнесменомЮрием Иванющенко.
В венчурные фонды «упаковывают» не только строительство, но и крупнейшие розничные сети. В частности, одной из крупнейших компаний, управляющих венчурными фондами, является «Фоззи Капитал» (СЧА под управлением — 4,2 млрд грн.). Компания управляет венчурным фондом «Ритейл Капитал», который, по официальной информации, принадлежит Fozzy Group.
На сайте КУА сказано, что венчурный фонд является финансовым учреждениям, к основным задачам которого относится структурирование финансовых потоков внутри Fozzy Group. Как известно, контрольный пакет Fozzy Group принадлежит Владимиру Костельману.
Среди крупнейших КУА в рэнкинге УАИБ также значится небезынтересная компания «Финтехнологии» (СЧА под управлением — 3,8 млрд грн., крупнейший фонд под управлением — «Концепт»). Данный фонд участники рынка связывают со «Смарт-групп», принадлежащей Вадиму Новинскому, российскому бизнесмену, президенту «Смарт-Холдинга».
На седьмом месте по СЧА под управлением среди КУА оказалась «Капитал Груп» (СЧА — 3,4 млрд грн.) с фондом «Новые строительные технологии». Данный фонд ассоциируют с компанией «НЕСТ. Недвижимость столицы», акционером которой, согласно публичной информации, являлся Владимир Трофименко. Его брат Вадим Трофименко — народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией (фракция БЮТ).
В двадцатку крупнейших КУА по управлению активами венчурных фондов также попала компания «Смарт Систем АМ» (СЧА — 1,7 млрд грн.), которая управляет фондом «Смарт Капитал». Данный фонд входит в группу копаний DCH, владельцем и президентом которой является Александр Ярославский. В двадцатку попала и КУА «Сварог Ессет Менеджмент» (СЧА — 1,2 млрд грн.), крупнейший фонд под управлением которой называется «Седьмой». Данную компанию связывают с Константином Григоришиным, владельцем группы компаний «Энергетический стандарт».
Среди компаний, управляющих крупными венчурными фондами, значится и КУА «Миракс-Капитал» (СЧА — 940 млн грн.), управляющая фондом «Инвестиционный капитал». Данная компания входит в «Миракс Групп», основателем которой является российский бизнесмен Сергей Полонский. Отметим, что «Миракс Групп» — одна из самых крупных девелоперских компаний в России.
Все на корпоратив
Отметим, что помимо венчурных, крупный бизнес активно использует и закрытые корпоративные фонды. Собственников данных ИСИ найти немного проще, так как многие такие фонды создаются в форме публичных акционерных обществ и обязаны раскрывать информацию о своих владельцах. Впрочем, это не касается публичного обнародования данных о собственниках-физлицах.
По данным УАИБ, крупнейшим корпоративным инвестиционным фондом является «Ратибор» (КУА «Академия Инвестментс») с активами под управлением в 1,2 млрд грн. По данным «Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины», один из ее владельцев — кипрская компания «Веста Днепр (Сайпрус) Лимитед», которая, как и фонд «Ратибор», связана с холдинговой компанией Westa Isic S.A. (г.Люксембург), владеющей, в свою очередь, в Днепропетровске двумя заводами по производству аккумуляторов — ПАО «Веста-Днепр» и ООО «Веста-Индастриал».
Отметим, что именно Westa Isic S.A. в июне 2011 г. привлекла на Варшавской фондовой бирже в ходе IPO $48 млн. На втором месте в рэнкинге закрытых корпоративных фондов находится всем известный Фонд Петра Порошенко.
Инвестиционный фонд «Прайм эссетс кэпитал» (КУА «Фьюжн Капитал Партнерз»), управляющий активами в целом на 833,4 млн грн., был создан в сентябре 2005 г. и изначально так и назывался — Фонд Петра Порошенко. Однако в 2006 г. был переименован.
Классика жанра
Изначально венчурные инвестфонды задумывались не для различных финансовых схем, а для инвестированная в особо рискованные проекты. «Venture» с английского переводится как рискованное начинание. В классическом понимании венчурные фонды, как правило, инвестируют в новосозданные компании с высокой степенью риска и с потенциально высокой доходностью инвестиций.
Например, в компании, которые внедряют новейшие научные разработки. При этом инвесторов, вкладывающих в такие фонды, называют «бизнес-ангелами», поскольку в большинстве случаев на венчурных инвестициях бизнесмены теряют весь свой вложенный капитал.
Фондовики — о преимуществах
Алексей Дударенко (28), управляющий фондом «Ратибор» (г.Днепропетровск; с 2005 г.; активы под управлением — 1,2 млрд грн.):
— Многие крупные собственники предприятий в Украине все больше ощущают потребность передавать в управление фондам свои активы. Корпоративный фонд дает больше возможностей по сравнению с паевым. Что такое акция и акционерное общество, людям понятнее, чем что такое инвестсертификат и паевой фонд. Кроме того, на законодательном уровне управление акционерными обществами прописано лучше.
Таким образом, собственники корпоративных фондов юридически более защищены. У нас даже миноритарные акционеры в закрытых ИСИ попадают в наблюдательный совет. В то же время преимущество паевых венчурных ИСИ заключается в возможности выдавать кредиты тем предприятиям, которыми владеют венчурные ИСИ. Многие этим пользуются, создавая таким образом своего рода мини-банк, что позволяет им беспрепятственно перераспределять денежные ресурсы.
Дмитрий Ганапольський (48), директор КУА «Фьюжн Капитал Партнерз» (г.Киев; с 2007 г., активы под управлением — более 833 млн грн.):
— Закрытые корпоративные фонды не занимаются перепродажей акций отечественных эмитентов, которые котируются на украинских биржах. Крупные акционеры ограничиваются перечнем компаний, которые, как правило, представляют для них стратегический бизнес-интерес. Необходимость оформления личных активов на фонд может быть вызвана тем, что человек, например, госслужащий, в силу различных обстоятельств не должен непосредственно владеть бизнесом или желает оптимизировать механизм своего участия в управлении собственностью.
Для этих целей активы передаются фондам, и так поступают очень многие. Наши «рядовые» олигархи чаще всего владеют лишь контрольным пакетом акционерного общества, которому, в конечном итоге, принадлежит все. При этом, в отличие от других предприятий, у фондов есть преимущество: если они в этом году заработали прибыль, то это не значит, что налог на нее они должны уплатить в том же году — это можно сделать при ликвидации фонда.
Любой закрытый фонд образовывается на определенное количество лет. У нас есть фонды, созданные на 20 и 25 лет. Сейчас мы формируем фонд на 50 лет. Но можно создать фонд и на 150 лет. В законодательстве по этому поводу нет никаких ограничений. Это позволяет инвесторам свободно распоряжаться своими инвестициями и активами.
Комментарии - 1