Сегодня разброс цен на топливо как никогда огромен. Но почему цена одного и того же А-95 на разных АЗС отличается чуть ли не на гривну за литр? Ответ на этот вопрос искал Институт потребительских экспертиз (ИПЭ).
Как удешевляют бензин
Эксперимент был крайне прост. Работники ИПЭ взяли 6 проб бензина А-95 в высоком ценовом сегменте и столько же — в низком и передали их на анализ в независимую лабораторию. Пробы брали на заправках в Киеве и его окрестностях. Сводные результаты таковы: среди бензинов подороже отклонений от стандартов не обнаружено, зато из более дешевых в нормативы уложилось только три. А от некоторых проб бензинов в низком ценовом сегменте за версту отдавало спиртом — они не вписывались ни в какие ГОСТы, пишет ЛигаБизнесИнформ.А-95 местного разлива почти на треть состоял из бензола, что в 6 раз превышает требования, заложенные в национальном стандарте.
Поскольку страна должна знать своих героев, остановимся на этих случаях подробнее. Тем более что они отражают тенденцию, распространяющуюся в целом по Украине. Можно с большой долей уверенности предполагать, что в регионах дела с качеством топлива обстоят еще хуже, чем в столице. Главным индикатором некондиционного бензина является излишек в нем этанола. По этому параметру тест в начале апреля у ИПЭ не прошли киевская заправка под брендом «БРСМ» (в с. Пролиски Бориспольского р-на) и «МС Ойл кард» (в Киеве на Межигорской). Но если у «БРСМ» превышение несущественное — всего 0,7%, то на АЗС «МС Ойл кард» предлагается бензин, на треть (!) состоящий из этанола (30,4% при нормативе не более 5%).
Не менее поразительный прецедент был обнаружен на АЗС «Викинг» в Борисполе. А-95 местного разлива почти на треть состоял из бензола, что в 6 раз превышает требования, заложенные в национальном стандарте. Это своеобразный антирекорд статистики Института потребительских экспертиз за всю историю исследования качества топлива на украинском рынке. Такая концентрация бензола наносит огромный вред не только окружающей среде, но и автомобилю.
Чем опасен?
Спирт активно адсорбирует воду из всего, к чему прикасается — из резервуаров нефтебазы и АЗС и даже конденсат из топливной системы. Таким образом, в мотор поступает смесь бензина с водно-спиртовыми шариками. Этиловый спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла из-за меньшего количества в его составе углерода. Для сгорания этанола требуется намного меньше воздуха, поэтому электроника, контролирующая процесс сжигания топлива, начинает самостоятельно обогащать топливо-воздушную смесь. В результате расход горючего увеличивается на 15-20%. Сомнительная получается экономия.
Что касается бензола, то это токсичное вещество, при повышенной концентрации оно приводит к насыщению выхлопных газов канцерогенным бензпиреном, который в 10 раз опаснее угарного газа. Также, не испаряясь целиком во время такта сжатия, бензол конденсируется на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы.
Хар-ки | Норма, | Авиас | БРСМ | Веста | Викинг | КЛО | Лукойл | ОККО | ТНК | Ультра | ANP | MC Oil | WOG |
Массовая доля этанола | 5,0 | 0,008 | 5,7 | 0 | 5,0 | 0,008 | 0 | 0,013 | 0,005 | 0,023 | 0 | 30,4 | 0 |
Объемная часть бензола (Евростандарт) | 1,0 | - | - | - | - | - | 0,69 | 0,72 | 0,68 | 0,63 | - | - | 0,47 |
Массовая доля бензола (ДСТУ) | 5,0 | 0,85 | 1,4 | 0,6 | 29,3 | 0,91 | - | - | - | - | 1,8 | 2,9 | - |
Стоимость А-95, грн* | 10,15 | 10,24 | 10,75 | 10,25 | 10,44 | 10,85 | 10,95 | 10,59 | 10,59 | 10,20 | 10,45 | 10,95 |
Комментарии - 1