Создатель «Кнопки жизни» для пожилых людей — о типологии инвесторов и о других игроках рынка стартапов.
Где найти деньги? Личный опыт основателя стартапа
Развивая «Кнопку жизни», мы глубоко погрузились в венчурный рынок России, узнали о нем много интересного и думаем, что наш опыт будет полезен всем, кто затевает стартап. Я хочу представить вам типологию главных участниках рынка стартапов: тех, кто дает деньги; тех, кому они нужны; тех, кто знает, как их правильно тратить; тех, кто сводит всех остальных друг с другом.
Предприниматели
Статистической нормой предпринимателей в обществе считается 3-5% населения. Но в нашей стране их примерно втрое меньше. Нынешние выпускники вузов не хотят становиться предпринимателями, и это логично: ведь предприниматель — это конъюнктурщик и оппортунист, а сейчас особенность нашего рынка такова, что больше возможностей заработать представляется в госструктурах — туда-то потенциальные предприниматели и идут. Среди тех, кто все-таки решается завести свое дело, я выделяю следующие категории:
1. Студенты последних курсов ВУЗов — самая представительная категория стартаперов. Они узнают о стартаперском движении от преподавателей и сверстников, с воодушевлением ходят на стартап-тусовки. Они быстро загораются идеями — и так же быстро остывают: малая доля из них становятся владельцами своего бизнеса.
Инвесторы
Источники финансирования я расположил по простоте получения от них денег.
1. Три F — family, friends & fools. В переводе на русский они превращаются в три «Д» — домашние, друзья и дураки.
2. Бизнес-ангелы. Это физические лица, которые профессионально или любительски (мода, авантюризм, желание получить опыт, быть причастным к великому) вкладываются в стартапы. Инвестировать в стартапы становится модным. Но профессиональных «ангелов» в России мало. Думаю, их можно перечесть по пальцам двух рук.
С одной стороны, появление большого числа ангелов-любителей — это хорошо, денег на рынке становится больше. С другой — эти деньги не такие «умные», как у профессионалов. С инвестором-любителем на самом деле сложно: как правило, у него нет четких правил игры, иммунитета и толерантности к провалам.
«Ангелы» бывают добрыми и злыми. Мотивация доброго — помочь стартапу (нравится идея, команда, хочется потешить собственные амбиции), а если получится, обогатиться. Добрым «ангелам» не особенно принципиален размер доли, которую они получат. Поэтому они с легкостью соглашаются на условия конвертируемого долга (convertible note). Они не будут делить шкуру неубитого мамонта. От злых «ангелов» уже на первой встрече можно услышать что-то типа: «Я не жадный, и мне все равно, какая у меня будет доля, лишь бы проект выстрелил. Но специфика бизнеса такова, что я рискую реальным кэшем, а вы вкладываете всего лишь талант и время. Короче, давайте так: Я даю $100 000 взамен на 51% и еще 25% в залоге — для вашей же мотивации. Если достигните KPI, они вам возвращаются, если нет, значит, плохо работали». Мой вам совет: бегите от таких инвесторов. Что будет после нескольких раундов инвестиций — будете ли вы чувствовать, что это ваша компания? В конечном итоге наемный менеджер может получить опцион больший, чем ваша доля.
3. Конкурсы приносят не только финансовые поступления и PR, но позволяют ощутить вкус победы, которая повышает мотивацию команды на этапе, когда продукт еще в разработке и продажи не радуют. К тому же это это мини-тест идеи и возможность получить обратную связь от экспертов и инвесторов.
4. Бизнес-акселераторы — это микс конкурса и венчурного фонда. Победители конкурса получают посевное финансирование и всевозможную поддержку (офис, менторов, контакты, выходы на каналы продаж и партнеров) в обмен на долю, которую получает фонд/акселератор, предоставивший финансирование.
5. Венчурные фонды делятся на фонды посевного и более позднего финансирования. Первых в России очень мало. До недавнего времени был вообще один — AdVenture, да и тот перешел во вторую категорию. 2011 год был очень благосклонен к стартап-сообществу — появилось аж четыре акселератора (Главстарт, TexDrive, InCubeAccelarator и Farminers), которые по сути являются фондами посевного финансирования.
Фонды более позднего финансирования, на мой взгляд, ближе к private equity фондам, так как ожидают от стартапов не только НИОКРов, альфы или бэты продукта, но и стабильно восходящей динамики продаж.
Венчурные фонды сейчас не создает только ленивый.Это очень модное направление. Попадаются представители венчурных фондов, которые еще не начали бриться. Встретил я одного представителя, который даже не знал, что такое break even — умный парнишка, выходец из большой четверки, просто совсем без опыта в венчуре. Индустрия молодая, динамично растет, а кадры не успевают созревать.
6. Стратегические инвесторы — птицы на рынке венчурного капитала России пока редкие. Прилетают они, когда стартапы уже фактически не являются стартапами.
Инвестиционные брокеры: Привлечение инвестиций — это важная часть деятельности стартапа, иногда на этот процесс уходит больше времени и ресурсов, чем на развитие самого бизнеса, и зачастую бизнес невозможно развивать без привлечения инвестиций. Хорошо, если у вас в команде есть человек, который может с инвестором общаться на одном языке. В ином случае придется учиться на ошибках и деньги будет привлечь сложно.Чтобы ускорить процесс, у вас есть выбор: либо привлечь в команду человека с опытом и знаниями, который захочет долю не менее 10%, либо привлечь в проект инвестиционного брокера, для которого привлечение денег в стартапы -ремесло. И здесь вас ожидает приятный сюрприз — аппетиты инвест-брокера гораздо меньше чем у отдельного человека: справедливый диапазон их вознаграждения — 3-5% от привлеченной суммы.
Консультанты/эксперты/менторы
На старте, когда внутренняя экспертиза команды ограничена, консультанты, эксперты и менторы очень полезны. С ними можно познакомиться в бизнес-инкубаторах, на стартап-тусовках, на конкурсах. Часто именно эти люди помогают стартапам выжить. При этом их помощь, как правило, бесплатна. Но если вы видите, что влияние эксперта на проект существенно, его потенциал не исчерпан, хотите его более глубокого участия, можно договориться о success fee или даже доле в проекте.
Среднерыночный success fee за привлечение финансирования — до 5% от привлеченной суммы. Если эксперт помогает с развитием каналов продаж, стоит договариваться о вознаграждении с тех контрактов, которые он самолично принес проекту. Как правило, оно считается как процент от выручки.
На мой взгляд, договариваться о прямом проценте от выручки опасно. Ведь нужно учитывать, что в зависимости от объема сделки маржинальность продукта будет меняться (скидки при объеме). Если вы будете продавать большой объем с маржой, скажем, в 5%, то вознаграждение «помощника» в 10% приведет сделку к убытку. Здесь лучше сделать матрицу зависимости вознаграждения эксперта от маржи продукта или цены.
Ну а если ваш эксперт крут и его вклад настолько велик, что его невозможно отнести к какой-то части денежного потока, то нужно давать долю. Здесь все зависит от ресурсов эксперта. Я знаю, что эксперты, которые приносят связи и проработанные каналы продаж, получают до четверти компании.
Бизнес-инкубаторы
Бизнес-инкубатор предоставляет стартапам офисные помещения и услуги первой необходимости, консалтинг, бухгалтерское обслуживание и т. д. бесплатно или на льготных условиях. Важным элементом инкубатора является существование в среде себе подобных с общими проблемами и заботами, обмен данными и идеями, и наконец, соревновательный дух.
Стартап-тусовки
Стартап-тусовки — это мероприятия различных форматов, целью которых является обмен идеями, поиск единомышленников, членов команд и т. д. Существует три основные формата таких тусовок:
Мне кажется, у нас не хватает венчурных инвесторов посевной стадии. Большинство фондов ищут зрелые проекты, готовые принять существенные инвестиции. На наших глазах формируется живое пространство новых идей и рынка венчурного финансирования. Как всякий молодой рынок, он имеет свои слабые стороны. Но там, где другие находят лишь трудности, оппортунисты-предприниматели видят возможностей. И это жутко интересно.
Комментарии