Нефтепродукты могут подешеветь на 45-50 коп./л, если Рада заменит фиксированный акцизный сбор на топливо (для бензина А-95 это около 2 грн на литре) так называемым плавающим, величина которого зависит от цены нефти на мировом рынке, пишет Сегодня.
К концу апреля бензин может подешеветь на 50 копеек
Пресс-секретарь премьера Николая Азарова Виталий Лукьяненко подтвердил нам, что Кабмин одобрил решение ввести плавающую ставку: «Разрабатывается такой законопроект, основанный на привязке к биржевой цене нефти, больше пока ничего не могу сказать, специалисты работают над цифрами».
Как разъяснил нам директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, суть плавающей ставки в том, что если цена на нефть (и на нефтепродукты) в мире растет, то акциз на «горючку» снижается, а когда нефть дешевеет, то доля акциза в стоимости бензина или дизтоплива, наоборот, растет. То есть когда трейдер закупает топливо дороже, он платит акциз меньше и наоборот, а в сумме цена топлива плюс акциз является постоянной величиной. При этом цены для покупателей не меняются, а бюджет получит те же деньги, что и при фиксированном акцизе. Однако Куюн считает такой механизм сложным и малоэффективным и ратует за простое снижение акциза, которое можно компенсировать увеличением налогов на добычу нефти.
«В 2012 году нефтедобытчики получили льготы, а потребители — увеличение акцизов, хотя в условиях высоких цен на нефть должно быть наоборот», — говорит Куюн.
По его подсчетам, нефтяники спокойно могут дать казне около 4 млрд грн (потери от сниждения акциза — до 1,5 млрд), — аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко надеется, что новая формула взимания акциза приведет к тому, что при нынешней цене нефти ($125 за баррель) он уменьшится примерно на 50 коп./л, что должно на столько же снизать цену литра бензина или ДТ. А вот когда нефть подешевеет, то доля акциза увеличится, в бюджет поступит больше средств.
«Практика показывает: нефть дорожает - и бензин тоже, но обратный процесс идет намного труднее, - говорит Сиренко. - Поэтому нужен жесткий контроль за трейдерами, чтобы они не «забывали», снижать цены, перекладывая повышенный акциз на потребителей топлива». Исходя из опыта 2011 года, когда снижали акциз, Сиренко прогнозирует, что если законопроект рассмотрят по ускоренной процедуре, то он может вступить в силу уже к маю. Куюн более пессимистичен - не ранее начала июня.
Комментарии - 2