Минфин - Курсы валют Украины

Установить
27 февраля 2012, 11:00 Читати українською

Как спасти налоговую систему Украины: мировой опыт

Герой известной итальянской сказки «Приключения Чиполлино» принц Лимон жаловался, что после введения налога на воздух жители города стали меньше дышать. Поэтому он приказал ввести еще и налог на осадки: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной — 200, а за дождь с громом и молнией — 300 лир. В детстве это воспринималось как юмор, однако сегодня, при изучении налоговой системы Украины, возникает ощущение, что Джанни Родари каким-то образом заглянул в будущее, пообщался с нашими налоговиками и увековечил их в литературе, пишет Сегодня.

Налоговая система в Украине, как спасти налоговую систему Украины.
Налоговая система в Украине. Фото с сайта timeszp.com

Правда, писатель еще и сгладил углы, либо даже не смог предположить, что возможна ситуация, когда налогоплательщик оказывается даже не в состоянии посчитать, сколько конкретно денег он должен заплатить в бюджет и за что. А также то, что у него возникнут искусственно созданные сложности при попытке заплатить государству де ньги.

Попытки реформирования налоговой системы Украины, предпринимаемые в последние годы (например, принятие Налогового кодекса), улучшений не принесли. Скорее всего, из-за того, что распутать узел налоговых проблем поручили тем самым людям, которые его завязывали на протяжении 20 лет независимости. Протесты предпринимателей, еще большая тенизация экономики, рост коррупции в контролирующих органах и общественное недовольство — единственный результат проведенных реформ. А новые попытки залатать дыры в бюджете внедрением в Украине еще и «креативных» налогов, вроде сбора за отсутствие детей или налога на жилье (купленное за свои деньги), и вовсе воспринимаются со смехом. Тупик.

Но так или иначе, но наполнять дырявый бюджет нужно: и пенсии, и зарплаты бюджетникам нужно платить. История показывает, что во всем мире проблему бюджетного дефицита решали не еще большим повышением налогов, а… их снижением. Это приводит к стимулированию предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и, в конечном итоге, росту отчислений в государственный бюджет. И лишь после того, как экономика окрепнет, налоговую нагрузку вновь стоит увеличить.

Проанализирован мировой опыт и определила перечень изменений в налоговой систему Украины, которые нужно принять в срочном порядке.

В прошлом году по зарубежным СМИ разошлось письмо венгерского предпринимателя Андора Якоба, в котором он доходчиво объясняет, почему он мог бы взять к себе на работу 12 человек с окладом каждого в 760 евр о, но не делает этого: после всех расходов и уплаты налогов у него чистыми остается лишь 900 евро. Но перед этим ему нужно заложить квартиру и приложить титанические усилия по созданию бизнеса. А чтобы вернуть квартиру в собственность, ему нужно работать как минимум 10 лет.

Отметим, что при этом в богатых странах ЕС налоги намного ниже Венгрии. Например, Великоб ритания требует от бизнеса вдвое меньше.

Мы специально привели пример Венгрии — сегодня это страна, которая переживает сильнейший экономический кризис (следующий на очереди кандидат на дефолт после Греции) и, по «странному совпадению», именно здесь самые высокие налоги среди стран ЕС — до 60%. Украинская ситуация очень схожа: кризис, отсутствие денег в госбюджете на социальные программы и… очень высокие налоги. Я специально сравнил калькуляцию венгерского бизнесмена с украинским малым предприятием — при уплате всех налогов «по-белому» у нашего бизнесмена осталось бы около 900 грн при оптимистическом прогнозе, либо он оказался бы в глубоком минусе при пессимистическом. Потому как, при точно такой же себестоимости, процентные ставки по кредиту в украинских банках по сравнению с венгерскими отличаются в 2,5 раза.

Как ни странно, единственное, что нас сегодня спасает, — возможность давать взятки и снижать в такой способ налогообложение. Иначе, судя по оценкам состояния экономики Украины со стороны инвестиционных фондов и консалтинговых компаний, нас бы уже захлестнул кризис такого масштаба, на фоне которого 2008 год воспринимался бы как легкий испуг.

Экономика США конца 70-х переживала сильнейшую стагнацию. В 1986 году президент Рональд Рейган принял решение сократить почти все виды налогов. Одновременно была проведена система реформ корпоративных налогов, которая ограничила число лазеек, к которым прибегали компании, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. Результат не заставил себя долго ждать — экономика из стагнации перешла в стадию активного роста. Также в США в течение нескольких лет появилось более 40 млн рабочих мест. В мировую историю такая экономическая политика вошла под названием «рейганомика», а сам Рональд Рейган без особых проблем продержался два срока.

Этим же приемом воспользовался в 2001 году Буш-младший. Его реформа сохранила налогоплательщикам 1,3 трлн долларов в течение нескольких лет. Правда, фантастические военные расходы и кредитование все равно подорвали экономику США.

 

Противники снижения налогов часто ставят в пример Швецию, где налоги самые высокие в Европе, но при этом уровень жизни также является наилучшим. Кроме того, Швеция — одна из тех стран, которые практически не ощутили кризиса в 2008 году. А сегодня уровень экономики в стране превзошел докризисный показатель.Украина — загадочная страна, которая всегда идет своим каким-то странным путем.

Сами шведы говорят, что, во-первых, у них (частных лиц) были накопления, и это позволило сохранить спрос на внутреннем рынке, во-вторых, внимание как раз до наступления кризиса в Швеции был резко снижен подоходный налог.

Также причиной являются низкие административные расходы. Например, шведские депутаты ездят на работу на велосипедах или сигвеях и живут в общежитии.

Однако дело не только в размерах самих налогов — даже посчитать и заплатить все 22 обязательных платежа предприятию довольно непросто. Так, согласно докладу «Стоимость соблюдения налогового законодательства Украины» Всемирного банка, налоговая система нашей страны является одной из самых сложных. Согласно с приведенным в докладе рейтингом, мы занимаем 181-е место среди 183 стран мира по показателям условий уплаты налогов.

Налоговый груз состоит не только из налогов и других обязательных платежей, но и из затрат на оплату стоимости времени работников предприятий, связанных с соблюдением налогового законодательства — только на это украинские предприятия тратят свыше 8% своего годового дохода. А если добавить сюда еще и постоянные изменения в законодательстве, регулярные проверки, необходимость посещения контролирующих органов, то картина и вовсе получается печальной. Говорить о конкурентоспособности украинских товаров и услуг на мировом рынке в таких условиях не имеет никакого смысла.

Первый вице-премьер Валерий Хорошковский говорит, что об этих проблемах правительство знает. И добавляет к этому еще и тот фактор, что «к сожалению, бизнес бесправен, в том числе и при рассмотрении налоговых дел в судах. Часть бизнеса готова и хочет платить легальные налоги, но не выдерживает «коррупционного налога», а, проще говоря, рэкета госструктур и вынужденно уходит в тень, становясь, таким образом, «живой мишенью» для правоохранительных структур».

По его словам, в ближайшее время правительство собирается кардинально менять ситуацию, упрощая налоговое законодательство. Однако в перемены к лучшему верится с трудом, особенно на фоне того, что последние изменения, окончательно запутавшие бизнес, были инициированы именно действующей властью. Впрочем, при прежнем правительстве ситуация была не лучше.

Украина — загадочная страна, которая всегда идет своим каким-то странным путем. Так, вместо того, чтобы снизить нагрузку на общей системе налогообложения, у нас ввели фактически параллельную налоговую систему — упрощенную (3-10% с оборота и соцвзнос), которую используют для оптимизации. С учетом условно законных схем снижения налоговой нагрузки (например, регистрируя сотрудников частными предпринимателями), налогообложение у нас примерно соответствует среднеевропейскому уровню. Однако живем мы почему-то намного хуже. Почему?

Дело в том, что от 30 до 35% экономики страны находится в тени (по данным Минэкономики). Бизнес выводит средства в офшоры, обналичивает выручку с помощью всевозможных конвертационных центров, используется малейшие дырки в законодательстве. А на создании и крышевании схем ухода от налогов кормится целый пласт людей: оптимизаторы, юристы, налоговики, «силовики», судьи, сотрудники прокуратуры, политики. Как же выйти из этого замкнутого круга?

Известный бизнес-философ Геннадий Балашов предлагает пойти по кардинальному пути — отказаться от большей части налогов, оставив только два: с оборота и социальный. Для примера приводит Монако, где так и сделали — туда сразу потянулись все богачи мира. Идея ненова: помнится, что еще экс-министр транспорта Виктор Бондарь в 2005-м году выдвигал идею сделать офшорную зону на острове Змеиный. А до 2005-го года в Украине действовали Свободные Экономические Зоны (завод Еврокар, кстати, был построен в одной из них). То есть, если появится политическая воля, снизить налоги можно.

Но для этого нужно сократить госаппарат и пересмотреть соцсферу: перейти на платную медицину (страховую), реформировать армию и так далее. И делать это нужно срочно — пока нам еще есть что спасать.

Комментарии - 1

+
+2
brigadirius
brigadirius
27 февраля 2012, 11:36
#
Азаров с Хорошковским скорее выпишут немецких коллекторов по сбору налогов (по примеру Греции), чем упростят жизнь предпринимателям ;)
А если серьёзно, то почитайте историческую практику по взыманию налогов на територии Украины во времена Речи Посполитой.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться