Остатки на корсчетах отечественных банков за неделю упали на 6,6 млрд грн
Банки ощутили кризисное дежавю
Причиной снижения остатков на корсчетах украинских банков стали квартальные налоговые платежи предприятий, отразившиеся на ликвидности банковской системы. Участники рынка утверждают, что сейчас проблем у банков с внутренними платежами нет. Банкиры отметили, что проценты по гривневым депозитам уже подскочили в среднем на 1%. По их словам, если в ближайшее время ликвидность продолжит снижаться, ряд отечественных банков может оказаться на грани банкротства. На данном этапе НБУ необходимо обеспечить бесперебойный механизм поддержания ликвидности банковской системы через предоставление банкам краткосрочных кредитов.
Сегодня давление на корсчета банков окажут выплаты Министерства финансов Украины в сумме 2,9 млрд грн по облигациям внутреннего госзайма (ОВГЗ), а также проценты в 0,5 млрд грн по еще четырем выпускам госбумаг. Следует отметить, что крупные процентные выплаты должны состояться в конце этой и начале следующей недели. Таким образом, до конца февраля Министерство обязано вернуть эмитентам 4,18 млрд грн.
Напомним, что в начале недели Нацбанком Украины (НБУ) были обнародованы данные по остаткам корреспондентских и транзитных счетов украинских банков, которые 17 февраля этого года сократились на 4,33 млрд грн и составили 13,66 млрд грн. Во вторник 21 февраля остаток средств на корсчетах снизился еще на 758,6 млн грн и составил 12,901 млрд грн.
Куда опять ушли деньги?
Как рассказал «Минфину» казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий, значительное снижение остатков на корсчетах банков не несет в себе значительной угрозы банковскому сектору. «Опыт, полученный банками осенью, показал, что трудности с проведением платежей система начинает испытывать при снижении остатков на корсчетах до уровня примерно 10-11 млрд грн», — поделился он (см. статью «Минфина» — «НБУ выезжает на банках»).
Основная причина снижения корсчетов, по словам управляющего партнера ИК «Капитал Таймс» Эрика Наймана, объясняется бюджетными квартальными платежами предприятий, которые в двадцатых числах платят налог на прибыль. «По сути, деньги ушли в казначейства», — считает он. Кроме того, по словам директора казначейства «Сведбанка» Олега Бушуева, причиной сокращения корсчетов послужила ситуация, когда правительство предлагало 13,5% по 3-месячным ОВГЗ, «банки купили их на прошлой неделе на более чем 1 млрд гривен».
Вследствие снижения ликвидности банков ставки по кредитам и депозитам будут повышаться. По словам председателя правления «Индустриалбанка» Леонида Гребинского, увеличение будет небольшое, «примерно на 1%». «Это традиционно для такого периода, но не катастрофически», — подчеркнул и. о. председателя правления банка «Таврика» Анатолий Дробязко.
Под ударом оказались небольшие банки
Несмотря на падение ликвидности, опрошенные «Минфином» банкиры рассказали, что проблем с внутренними платежами еще нет. Однако Леонид Гребинский считает, что если ситуация не изменится, то слабые банки могут обанкротиться. «Но сейчас банковская система хорошо сопротивляется уменьшению ликвидности, поэтому ничего плохого не должно произойти», — оптимистичен он.
Кроме того, Василий Невмержицкий сообщил, что сегодня НБУ, предвидя такие сложности, значительно расширил возможности банков по управлению текущей ликвидностью. В частности, урегулированы схемы по межбанковскому свопированию, также сняты ограничения на проведение операций прямого РЕПО. «Стоит отметить, что в январе банки весьма успешно работали на рынке привлечения депозитов, увеличив портфель депозитов физических лиц на 7,3 млрд грн, в то время как за весь минувший год банкам удалось привлечь у населения 35 млрд грн», — поделился он.
В то же время Эрик Найман считает, что «Нацбанк должен согласовывать свои действия с Министерством финансов», чтобы у банков перед выплатой налогов была свободная ликвидность.
Ликвидность вернется
Эксперты ожидают прихода гривневой ликвидности уже до конца февраля. «Это произойдет после того, как правительство погасит ОВГЗ, включая НДС облигации на общую сумму около 6 млрд грн», — сообщил Олег Бушуев.
Также, по словам банкира, сейчас нет необходимости в каких-либо действиях со стороны НБУ. «Пока цены на межбанковском рынке не поднялись выше уровня рефинансирования Нацбанком, ничего не надо делать. Если же появится спрос на рефинансирование (ликвидность упадет до критического уровня — 10 млрд грн), регулятор должен принять быстрые и качественные меры», — отметил он.
Основная задача НБУ на данном этапе — обеспечить механизм поддержания ликвидности банковской системы через предоставление краткосрочных кредитов. «Именно это и делал НБУ в последний кризис ликвидности осенью прошлого года», — подчеркнул Олег Бушуев.
Елена Куцая
Комментарии