Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 февраля 2012, 15:20 Читати українською

Visa и MasterСard могут покинуть страну

Visa и MasterСard могут покинуть страну. Последние законодательные инициативы Национального банка подталкивают международные платежные системы покинуть рынок безналичных платежей, пишут Экономические известия.

Visa и MasterСard, Visa и MasterСard могут покинуть страну.
Visa и MasterСard. Фото с сайта groupwikileaks.blogspot.com

Ушедший год ознаменовался активизацией усилий Н БУ по регулированию рынка электронных платежей. Так, в августе регулятором был предложен для общественного обсуждения проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно платежных систем и развития безналичных расчетов)».

В сентябре срок публичного обсуждения закончился, и НБУ сейчас готовит проект закона для представления в парламент. Позднее НБУ обнародовал новую инициативу, призванную расширить полномочия госрегулятора, — проект постановления «Об оверсайте (надзоре) за платежными системами».

Комментируя упомянутый законопроект, глава офиса Visa в Украине Светлана Георбелидзе отметила, что документ содержит положения, значительно ограничивающие свободную конкуренцию на рынке безналичных платежей.

«Компания Visa серьезно обеспокоена положением законопроекта, включающего монополизацию осуществления маршрутизации, клиринга и обработки транзакций одним поставщиком услуг на территории страны»,- говорит собеседница. По ее словам, если законопроект будет принят в существующей редакции, это может привести к ряду негативных последствий для украинского сектора безналичных платежей, в частности к снижению надежности системы.

Ведь зависимость от единого монополиста значительно повышает риск технологических сбоев и, соответственно, ставит под угрозу надежность и бесперебойность обслуживания операций по картам. Кроме того, весьма вероятно снижение стандартов обеспечения безопасности, удорожание услуг для банков и потребителей, а также ограничение выбора продуктов. Как результат — повышение вероятности изоляции платежной инфраструктуры страны от остального мира.Ушедший год ознаменовался активизацией усилий НБУ по регулированию рынка электронных платежей.

Кроме того, отмечает госпожа Георбелидзе, положение законопроекта, допускающее совместное использование товарных знаков без разрешения его владельца и создающее преференции для национальной платежной системы, может повлиять на способность международных платежных систем выполнять свои обязательства.

Среди наиболее значимых инициатив регулятора участники рынка выделяют намерение центробанка обязать международные платежные системы проводить расчеты в Украине исключительно в гривне. По мнению начальника отдела карточных продуктов Банка Кипра Евгения Жукова, это вынудит их дополнительно тратиться на открытие в Украине специализированных компаний, занимающихся расчетами, и увеличит валютные риски. Беспокоит финансиста и норма законопроекта, обязывающая обеспечить одинаковый доступ к платежным сервисам во всех отделениях банков, что может привести к значительному и необоснованному росту расходов финучреждений. К удорожанию услуг приведет и обязательство банков информировать клиентов о каждой проведенной операции, ведь любой вариант такого информирования (почта/SMS-сообщения/электронная почта) влечет за собой расходы.

Беспокоят участников рынка и некоторые положения проекта постановления «Об оверсайте». Документом, в частности, закладывается конфликт интересов между желанием НБУ развивать свою собственную платежную систему НСМЭП и необходимостью оверсайта за платежными системами. По мнению экспертов Института экономических исследований и политических консультаций, избежать конфликта интересов можно за счет приватизации, выделения НСМЭП как отдельного юридического лица либо за счет работы национальной системы в рамках НБУ по отдельной смете.

По мнению ученых, принятие указанных инициатив будет иметь губительные последствия для конкуренции и приведет к значительным расходам, которые будут возложены на потребителей. В среднесрочной перспективе непонятно, какие стимулы получит НБУ, чтобы улучшать качество обслуживания и внедрять инновации на рынке. В краткосрочной перспективе создание клирингового центра регулятора потребует капитальных затрат, которые будут финансироваться или конечными пользователями, или будут субсидироваться из бюджета. Кроме того, вряд ли НБУ сможет предоставлять клиринговые и расчетные услуги лучше, чем международные платежные компании.

Кроме того, как говорят ученые, предлагаемые изменения, нарушают ряд международных обязательств Украины. Так, в рамках Генерального соглашения по торговле услугами Украина обещала национальный режим и полный доступ на рынки для иностранных компаний, в том числе и финансовых. Возложение на НБУ ответственности за обработку, маршрутизацию и клиринг платежей исключает предоставление нерезидентами этих услуг и нарушает обязательства Украины в рамках ВТО. И хотя разрешение споров ВТО занимает несколько лет, отрицательное решение обычно выполняется довольно быстро и имеет непосредственное влияние на внешнюю торговлю.

Также принятие законопроекта усложнит переговоры с МВФ, поскольку отсутствие ограничений на валютном рынке является одним из приоритетных условий фонда при предоставлении помощи в течение последних нескольких лет.

Таким образом, считают эксперты ИЭИПК, если законодательные инициативы будут реализованы, то международным платежным системам придется либо согласиться с сокращением доходов и принять риск того, что подобные решения в других странах приведут к большим потерям, либо отказаться от украинского рынка и ждать, пока их пригласят обратно, создав тем самым прецедент для других рынков. Аналитики склоняются ко второму варианту сценария.

Комментарии - 2

+
0
irvin
irvin
21 февраля 2012, 15:42
#
Чушь собачья… сильно много на них завязано…
+
+12
meotis
meotis
22 февраля 2012, 0:33
#
Всё таки не ту страну навали гондурасом…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться