Минфин - Курсы валют Украины

Установить
8 февраля 2012, 17:00 Читати українською

Сможет ли Facebook пробить «великую китайскую стену 2.0»

На прошлой неделе Facebook поделился планами со второй попытки войти на рынок Китая — страны с самым большим в мире числом интернет-пользователей. Однако амбициозные планы готовящей IPO на 5-10 миллиардов долларов социальной сети могут не увенчаться успехом, сообщает Корреспондент.

Facebook,
Facebook. Фото с сайта ibtimes.com

Три года назад крупнейшая соцсеть в мире уже представила интерфейс на китайском, однако в середине 2009 года Пекин заблокировал доступ в Facebook, обвинив ее в причастности к организации массовых забастовок в населенной уйгурами провинции Синьцзян.

Отметим, что в конце прошлого года Facebook сообщила, что начала новые переговоры с потенциальными китайскими партнерами. Однако, по мнению некоторых экспертов, в КНР уже не осталось места для Facebook.Согласно январским данным китайских властей, в стране уже 500 миллионов пользователей социальных интернет-сетей.

«Право же, сейчас уже слишком поздно для Facebook», — говорит аналитик гонконгского брокера CLSA Элинор Льюнг. Данный сегмент рынка уже наполнен аналогичными китайскими компаниями, такими как Sina Corp, Renren Inc, Kaixinwang001 и Tencent Holdings. Facebook будет сложно предложить что-то новое", — считает Льюнг.

Как сообщает источник, Renren и Sina Corp выступают китайской альтернативой Facebook, а сеть микроблогов Weibo — заменой Twitter.

Согласно январским данным китайских властей, в стране уже 500 миллионов пользователей социальных интернет-сетей.

Местные сайты процветают, превратившись в самодостаточные экосистемы со своими собственными приложениями, новостными порталами, микровалютами и возможностями для онлайн-торговли, что осложнит конкуренцию для Facebook, если тот пробьётся на местный рынок, говорят представители отрасли.

«Сегмент соцсетей Китая является более насыщенным и конкурентным, чем в США. Кроме того, Facebook собирается вступить на рынок с совершенно отличными культурой, бизнес- средой и прочими особенностями, чем те, с которыми он ранее сталкивался», — считает глава социальной сети Renren Джо Чен, потенциально одного из главных соперников Facebook.

С Ченом согласны аналитики. «Китай сидит в соцсетях уже несколько лет, и Facebook станет лишь очередной из многих. Без сомнения, (Facebook) будет популярен среди космополитичных китайцев и иностранцев, но нужен большой толчок, чтобы Facebook начал работать за пределами этой малой группы», полагает Сэм Флемминг, основатель шанхайской CIC, занятой консалтингом в сфере социальных массмедиа.

Китайский Firewall

Иностранцы и граждане КНР, желающие получить доступ к Facebook и другим заблокированным сайтам в обход ограничений, могут сделать это лишь с использование специальной технологии VPN, что сильно сужает круг местных пользователей.

Детищу Цукерберга придется столкнуться и с другими факторами, приведшими к крушению планов многих международных компаний в Китае: проворством здешних конкурентов, мутной нормативной базой, бюрократией и трудностями в адаптации к местным вкусам.

Следование инструкциям Пекина может также стоить Facebook утраты доверия на традиционном, западном рынке: такие компании как Google и Cisco Systems Inc уже сталкивались с критикой на родине из-за обвинений в потворстве китайским властям, пытающимся поставить под контроль содержание сайтов.

Google, рассматриваемый как наиболее успешная иностранная интернет-компания из попытавшихся завоевать Китай, добился доли лишь в 30 процентов на местном рынке поисковых услуг, прежде чем фактически свернуть здесь свой бизнес в начале 2010-го после серьезного инцидента, связанного с хакерской атакой и нежелания дальше цензурировать свой контент ради ублажения Пекина. Google сохранил присутствие в стране через сайт с хостингом в Гонконге.

Аналитики говорят, что дверь в Китай для Facebook откроется лишь если последняя начнет жестко цензурировать контент по указке Пекина. Однако тогда Facebook, привлекающий пользователей во всем мире свободой высказывания мнений и обмена информацией, вряд ли заинтересует китайских юзеров.

«Да китайские пользователи просто не захотят получать какое-то упрощенное предложение второго класса» — говорит глава пекинского консалтингового агентства BDA China Дункан Кларк.

Напомним, что Facebook подал предварительную заявку на IPO, в процессе подготовки к которому она обязана раскрыть основные результаты своей деятельности.

В заявке пока не указаны точные сроки IPO, биржа, на которой Facebook намерена разместиться, и планируемая цена акций. Однако уже известно, что компания намерена разместиться под тикером FB и привлечь как минимум 5 миллиардов долларов. Организаторами размещения Facebook, исходя из заявки, выступят инвестиционные банки Morgan Stanley, Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch, Barclays Capital и JP Morgan.

Напомним, число пользователей Facebook, основанной в 2004 году, по последним данным, превышает 845 миллионов.

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться