Минфин - Курсы валют Украины

Установить
1 февраля 2012, 9:00 Читати українською

Европе не удастся спустить все на тормозах

Призрак бродит по Европе — призрак дефолта. И все силы Старого Света сплотились для изгнания этого призрака, пишет Time

Европе не удастся спустить все на тормозах.
Фото с сайта commons.com.ua

Результатом такой сплоченности явилось ощущение «натянутого оптимизма» по поводу Европейского региона. Одним из лейтмотивов в ходе Давосского экономического форума на прошлой неделе стали растущие ожидания относительно того, что еврозона начала выздоравливать и что, по словам редактора международного отдела журнала Times Джима Фредерика, «кризис еврозоны можно будет спустить на тормозах, но этого спуска на тормозах может быть вполне достаточно». Тем не менее корреспондент Time Майкл Сайви указывает на то, что реальные факты свидетельствуют об обратном.

Возможно, в целом Европейский союз (ЕС) в целом в лучшей финансовой форме, нежели США. Но Европа неоднородна. В Соединенных Штатах распределение финансового бремени работает в основном потому, что осуществляется автоматически. Жители Нью-Йорка или Сан-Франциско, как правило, не голосуют за то, чтобы налоги, которые они платят, пошли в систему соцстрахования в Детройте или на пособия по безработице где-нибудь в Северной или Южной Каролине. На самом деле, если кризис доходит до момента, когда требуются решительные политические действия, солидарность может испариться в одночасье. Примером тому — случай в 1975 году, когда президент Джеральд Форд-младший потребовал от нью-йоркских чиновников практически убийственных мер по повышению тарифов во избежание дефолта по долгам города, а наутро издание New York Daily News выпустило статью под заголовком «Форд — Большому городу: умрите, но сделайте».

Возможно, заголовка «Германия — Греции: умри, но сделай» мы и не увидим, но реалии политической ситуации складываются так, что пространство для маневра у европейских лидеров остается весьма ограниченное. Да и если попросту оценить успешность мер, предпринимаемых лидерами европейских стран по разрешению кризиса, то получится, что еврозону ожидает медленный упадок. Ниже приведены наиболее важные на сегодня признаки, характеризующие ситуацию в этом регионе.

Некоторые из наиболее отягощенных долгами стран стабилизировали свое положение, но попытки «вылечить» наиболее тяжелые случаи остаются безуспешными. Самая позитивная история за последние два месяца — увенчавшиеся успехом попытки Европейского центробанка (ЕЦБ) опустить ставки по госбондам ряда стран региона ниже преддефолтного уровня в 7—8%. Доходность по итальянским 10-летним бумагам по сравнению с ноябрьскими 7,25% снизилась до нынешних 5,9%. Испанские бонды в течение того же периода упали с 6,7 до 5%. Тем не менее доходность по португальским и греческим 10-летним бумагам сохраняется на уровне, превышающем 15%. А некоторые из держателей госбондов могут предпочесть и дефолт, поскольку их инвестиции в госбумаги застрахованы — так, некоторые автовладельцы паркуют свои старые машины в неблагополучных районах, чтобы получить напоследок выплаты по страховке.

Для восстановления финансовой стабильности мер по сокращению госрасходов недостаточно. Проблема с чрезмерными долгами не только в том, что их надо возвращать, но и в том, насколько задолжавшая страна способна к росту с тем, чтобы сократить размер задолженности по отношению к размерам своей экономики. Меры бюджетной экономии могут не позволить стране брать чересчур много новых займов, но эти же меры снижают продуктивность экономики, ограничивают ее рост и, таким образом, делают уже существующий долг еще более неподъемным. Это неоднократно отмечалось как главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, так и экспертами вроде Джорджа Сороса или Пола Кругмана. Однако у политиков альтернативных мер в арсенале нет.

Отягощенные чрезмерными долгами экономики можно урегулировать лишь в долгосрочной перспективе, но не в краткосрочной. Если госдолг какой-либо страны не превышает 60% ВВП, то ее годовой бюджетный дефицит можно будет урегулировать без каких-либо препятствий. Но в случае когда экономика входит в рецессию, а ее госдолг превышает 100% ВВП, меры по сдерживанию роста задолженностей входят в противоречие с мерами, необходимыми для обеспечения экономического роста. При этом варианте развития событий избежать периода, когда сокращение госрасходов негативно влияет на экономику, невозможно. В такой ситуации уже очутились Греция и Португалия. А гособлигации Ирландии показывают тревожный уровень доходности в 7,3%.

У ЕЦБ закончатся деньги еще до того, как все проблемы будут решены. С середины прошлого года еврорегулятор вливал сотни миллиардов евро в финансовые рынки на поддержку проблемных банков и на то, чтобы удержать растущие ставки по гособлигациям. Тем не менее ставки бумаг некоторых стран все равно росли тревожными темпами. Кроме того, последние преобразования, проводимые в Италии и Испании, требуют все новых денежных вливаний от регулятора.

Тратить более чем по полтриллиона евро раз в квартал лишь для того, чтобы дела не пошли хуже, отнюдь не самая разумная стратегия. И ни у кого из нынешних оптимистов нет готового решения. На самом деле все ровно наоборот: эта стратегия не самая лучшая в то время, как ставки по гособлигациям растут угрожающими темпами, а доступные финансовые ресурсы ограничены.

Впрочем, есть в сложившейся ситуации и положительные моменты. Нынешний кризис побудил слабейшие европейские экономики стать эффективнее и конкурентоспособнее. Процесс этот стал бы гораздо проще, если бы подобные страны девальвировали свои валюты; эта мера, направленная на удешевление труда, была бы гораздо менее болезненной, нежели уменьшение зарплат. Легче всего это было бы осуществить, если бы Германия и некоторые другие государства покинули еврозону, чтобы евро мог понизиться в цене. Но по политическим причинам подобные меры встретили бы сопротивление. Кроме того, это ослабило бы Евросоюз.

Со временем «пыль осядет», долги будут реструктурированы, а банки, понесшие наибольшие потери, — рекапитализированы. Когда это произойдет, экономики, в течение последних нескольких лет бывшие наиболее слабыми, станут более гибкими и в целом более конкурентоспособными. Но трудно представить подобный исход, не отдавая себе отчета в том, что сначала еврозоне придется пройти через очень неприятный период. И утверждения о том, что Европе вполне достаточно спустить все на тормозах, звучат лишь потому, что людям не хочется верить в худшее.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться