В конце 2011 года уровень привлекательности Украины для иностранных инвесторов рухнул до рекордно низкого уровня — даже в кризисном 2009-м этот показатель был лучше. Топ-менеджеры ведущих мировых компаний объяснили источнику, кто в этом виноват и что делать дальше, — пишет Ксения Карпенко в журнале Корреспондент.
Кто виноват в падении уровня инвестиционной привлекательности Украины
Выступая 9 декабря на международной инвестконференции в Киеве, Президент Виктор Янукович разливался соловьем, обещая западным финансам всевозможные блага в Украине.
«Гарантирую партнерское и дружеское отношение тем инвесторам, которые будут демонстрировать желание и готовность работать с потенциалом [Украины] на благо украинского и мирового сообщества», — заявил тогда он.
Глава украинского государства не знал, что буквально через полторы недели его слова поставят под большое сомнение 162 руководителя крупных компаний, работающих в Украине. Мнения этих людей, на личном опыте знающих, как сложно делать бизнес на берегах Днепра, стали основой для рейтинга доверия инвесторов. Этот рейтинг регулярно, четыре раза в год, составляет европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) на основании экспертного опроса. Итог последнего квартала 2011-го оказался шокирующим — рейтинг упал до отметки 2,19 пункта из 5 возможных. Даже в кризисном 2009 году этот показатель был выше.
Главной причиной для подобного негативного восприятия Украины как площадки для бизнеса эксперты рейтинга назвали прессинг со стороны власти. Среди других ключевых факторов — принятие Налогового кодекса и непрозрачность законодательства.
Иной оценки от членов ЕБА и ожидать не стоило. По данным Ассоциации, суммарные убытки ее членов за этот год от давления со стороны налоговой оцениваются в 100 млн евро. Еще 250 млн евро инвестиций было заморожено из-за неблагоприятного бизнес-климата.
«Бизнес больше не верит, что реформы призваны улучшить инвестиционный климат. Наоборот, происходит концентрация власти и контроль над бизнесом», — констатирует Томаш Фиала, президент ЕБА и гендиректор инвесткомпании Dragon Capital.
Он говорит, что коррупционные ставки увеличиваются, а более 90% фискальных споров компаний в судах решаются в пользу налоговых органов. Фиалу удивляет, что власти с такой легкостью распугивают иностранных инвесторов, имея дефицит текущего баланса бюджета в $9 млрд, который без внешних вливаний не покрыть.
Бизнес больше не верит, что реформы призваны улучшить инвестиционный климат. Наоборот, происходит концентрация власти и контроль над бизнесом
Украинские проблемы уже заметили и в мире. По данным ежегодного рейтинга легкости ведения бизнеса во всех странах мира Doing Business Украина оказалась на скромном 152-м месте из 183 возможных. Причем процедура уплаты налогов на берегах Днепра и вовсе рекордно трудна — она третья по сложности в мире.
Изменить ситуацию может лишь анализ прошлых ошибок и толковый план действий на будущее. Для этого редакция опросила топ-менеджеров крупнейших международных и отечественных компаний, задав им по два вопроса. Первый — об итогах минувшего года: В 2011 году вести бизнес в Украине стало проще или сложнее? Почему? Второй — о том, что делать в будущем: Какие решения вы бы посоветовали принять ныне действующему правительству для того, чтобы страна повысила свою инвестиционную привлекательность в следующем году?
Сергей Пионтковский, управляющий партнер международной юридической компании Бейкер и Макензи СиАйЭс:
1. В 2011 году условия ведения бизнеса еще более усложнились. Среди основных проблем — отсутствие независимых и незаангажированных судов и усиление монополизации на рынках экономики при полном попустительстве государственных органов. Субъекты хозяйственной деятельности не находятся в равных условиях — только избранные получают преференции. Усложняет бизнес-ситуацию и повсеместная коррупция в органах власти и выборочное применение санкций, правил и норм, а также деление предпринимателей на избранных, которым многое прощается, и на чужих, которых постоянно преследуют.
2. Хочу пожелать меньше вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний и предпринимателей, значительно сократить количество разрешительных документов и процедур, уменьшить количество проверок и инспекций, как и самих проверяющих органов и инспекций. Также необходимо усилить роль антимонопольного регулятора, он должен быть независимым и не позволять создавать монопольное положение на рынках. Реже изменять законы, но быстрее завершать приватизацию государственного и коммунального имущества, а также развивать проекты государственно-частного партнерства — платные автодороги, порты, мосты и другие объекты инфраструктуры.
Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании САН ИнБев Украина:
1. Существенный урон пивоваренной отрасли в 2011 году нанесли принятые посреди 2010 финансового года повышение акциза на 23,3% и ставок на водопользование почти на 400%. В этом году с нарушением всех возможных правил регуляторной политики на 50% был поднят сбор на развитие виноградарства и хмелеводства. Количество внеплановых налоговых проверок значительно увеличилось, не сократилось и количество запросов от налоговых органов. Мы вынуждены постоянно поддерживать около 600 разрешительных документов, принадлежащих к 391 виду разрешений. Их выдача осуществляется неоправданно большим количеством госорганизаций, форма заявления на переоформление разрешительного документа официально не утверждена, что приводит к злоупотреблениям разрешительных органов на местах. Выдача таких документов зачастую безосновательно блокируется разрешительными органами без объяснения причин.
2. Решение международных компаний о выходе и продолжении работы на украинском рынке определяется не столько государственными прокламациями, сколько реальным опытом и примером уже работающих здесь инвесторов. Поэтому устранение правительством выше обозначенных проблем является краеугольным камнем улучшения экономического климата и увеличения иностранных промышленных инвестиций.
Томаш Фиала, генеральный директор инвесткомпании Dragon Capital:
1. В этом году работать стало тяжелее. Несмотря на то что сегодня темпы роста украинской экономики замедляются, она все же растет. Да, финансовые рынки и в мире, и в Украине сегодня крайне нестабильны, но это далеко не паника 2008-2009 годов. Вред себе мы наносим сами. Власти ужимают бизнес со всех сторон — налоговые сборы растут в несколько раз быстрее, чем номинальный ВВП; коррупция возрастает; суды стали менее объективными и более 90% судебных случаев разрешаются в пользу правительства; регулирование становится менее предсказуемыми, а законы применяются избирательно и асимметрично.
2. Я верю, что правительство на самом деле знает, что нужно сделать, этот план для них написали советники еще весной 2010 года, однако из него почти ничего не сделано или выполнено, но только на бумаге. Я надеюсь, что тяжелые экономические условия заставят их вернуться в нужное русло.
Игорь Мазепа, генеральный директор инвесткомпании Concorde Capital:
1. Год был ярким. Вести бизнес было не легче, не труднее, просто по-другому. С точки зрения финансовых результатов конец года был лучше, чем его начало, именно ввиду новых неэффективностей, которые начали проявляться, и на которых мы научились зарабатывать. Например, сдвинулись доходы по евробондам, появились неэффективности на валютном рынке — в частности, существенно увеличились спрэды между стоимостью НДФ-контрактов и спотовым рынком «гривна-доллар».
2. Страна идет к самоизоляции — существенно ухудшились отношения с европейскими политическими и экономическими структурами, неоднозначны отношения с Россией. То есть, если еще в 2010 году российский инвестор был на украинском рынке, то в 2011-м его уже практически не было. Инвестора привлечет проведение честных выборов с точки зрения демократизации и направления движения страны. Политически мотивированное дело Юлии Тимошенко сильно ударило по бизнесу и по бизнес-отношениям между инвесторами. Самое лучшее решение — уход правительства в отставку и привлечение Президентом новых молодых специалистов. Не политиков, а функционеров. Поэтому вряд ли принятие каких-либо решений окажет незамедлительный эффект на инвестиционную привлекательность страны.
Юлиан Рис, партнер, глава международной юркомпании Beiten Burkhardt в Украине:
1. На нашу деятельность негативно повлияли налоговые изменения и неопределенность. Сначала юридические услуги были освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость, затем они снова стали облагаться НДС. Неразбериха в сфере налогообложения была показательной для действий правительства в целом. Как юридическая фирма мы пострадали от этого меньше, чем наши клиенты, для которых негативные последствия были обусловлены, прежде всего, затягиванием или полным отсутствием возмещения НДС, а также непредсказуемой политикой в сфере экспорта зерна для компаний из агросектора. В органах власти и судах юридические аргументы больше не играют первоочередной роли. Дерегулирование в сфере лицензирования и создания компаний можно назвать позитивным моментом 2011-го, но это не компенсирует вышеописанные негативные тенденции.
2. Мы ожидаем от правительства правовой стабильности и предсказуемости. Необходимо повысить доверие к судьям и судебной системе в целом. Также ожидаем модернизацию антимонопольного законодательства. Это неприемлемо, когда наличие сравнительно низкого оборота в Украине в размере 1 млн евро блокирует или усложняет миллиардные поглощения в Европе. Кроме того, многие инвесторы ожидают значительного и эффективного дерегулирования рынка земли.
Алексей Ревин, директор по развитию компании Leroy Merlin, международной сети строительных гипермаркетов:
1. В начале года бизнес-процессы шли очень медленно в связи с нестабильной политической ситуацией. Вторая половина 2011-го была более функционально значима — сформировали новый Киевсовет, появились люди, которые принимают решения, были реорганизованы комиссии — то есть, можно было обращаться за рекомендациями, получать необходимые решения. В конце года снова столкнулись с негативными ожиданиями, которые могут нас встретить в 2012-м - кризис в странах Европы практически парализовал активность европейских банков.
2. Не знаю, что и сказать, ведь для повышения инвестиционной привлекательности правительство уже планировало разработать и внедрить много законов по упрощению получения разрешения на строительство и уменьшить сроки рассмотрения документов в различных инстанциях. Но одновременно параллельно создавались совершенно другие комиссии, которые блокировали нововведения. Попытки улучшить ситуацию были, но только попытки.
Дмитрий Ануфриев, партнер отдела корпоративных финансов в СНГ аудиторско-консалтинговой компании Deloitte&Touche USC:
1. В 2011 году был ряд положительных вещей: макроэкономическая стабильность и заметный экономический рост, прогресс в структурных реформах. При этом год был ознаменован рядом корпоративных конфликтов и административным давлением на отдельные крупные украинские активы. Негативно на работу повлияли нестабильность политического курса и усиление фискального давления, в частности — сборы в Пенсионный фонд в результате операций с офшорными юрисдикциями.
2. Приоритетными направлениями остаются борьба с коррупцией, защита прав кредиторов, прозрачность судебных решений и повышение эффективности исполнительной системы. А также обеспечение верховенства права, защиты прав собственности и развитие судебной системы, детенизация экономики, единый земельный кадастр и единый реестр недвижимости, улучшение инфраструктуры, развитие взаимоотношений и реализация совместных проектов с динамично-развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Жако Булен, директор компании МЕТРО Кеш энд Керри Украина:
1. В 2011 году макроэкономическая ситуация не изменилась. Ухудшающиеся настроения потребителей и высокая зависимость экономики от потребления беспокоят инвесторов. Из позитивных моментов — стабилизация и невысокий уровень инфляции в течение года. Однако складывается впечатление, что государство пытается решать свои социальные задачи путем дополнительной регуляторной нагрузки, что не соответствует правилам свободной рыночной экономики. Поэтому нестабильность регуляторной среды остается одним из основных факторов, делающих ведение бизнеса в Украине рискованным и непредсказуемым. Наша компания пришла на рынок в 2002 году, и для нас, как для иностранного инвестора, очень важно знать, по каким законам и нормам нам предстоит работать. К сожалению, условия ведения торгового бизнеса в стране на протяжении последних лет постоянно ухудшались. Практически недоступным стал первичный рынок земли для реализации крупных проектов, а схемы ее реализации на вторичном рынке — непрозрачны, увеличилась стоимость лицензий на право торговли алкоголем и табачными изделиями.
2. Цивилизованный бизнес повторяет одни и те же предложения в течение многих лет независимости Украины — поддержка инвесторов и уменьшение количества барьеров для регистрации и ведения бизнеса. Государство должно заботиться о повышении уровня жизни и покупательской способности населения. Украина может также существенно повысить свою привлекательность, если правильно воспользуется возможностями, которые принесет ей Евро-2012. При этом экономический эффект от Евро-2012 стоит оценивать не количеством болельщиков, которые посетят страну, а количеством инвесторов, которые вернутся в нее для того, чтобы создать свой бизнес.
Александр Мартыненко, старший партнер международной юридической компании CMS Сameron McKenna:
1. Возможности ведения бизнеса в 2011-м ухудшились. Причина одна — нынешнее правительство не является благосклонным к бизнесу. Участились случаи, когда правительство излишне доброжелательно лишь к бизнесу узкого круга бизнесменов. Увеличился уровень госкоррупции, граничащий с государственным рэкетом. Не способствует работе и заангажированность судей.
2. Правительству — никаких пожеланий. Оно — безнадежно. Президенту — стать представителем интересов государства, избавиться от нынешнего правительства и создать новое, прекратить политически мотивированные криминальные преследования и отказаться от практики административной коррупции. Отменить то, что Президент называет «реформами» и начать внедрять настоящие реформы. Среди первых — отмена Налогового кодекса и внедрение прозрачной налоговой системы, отмена 90% административных функций государства, которые отягощают создание и ведение бизнеса. И наконец, отмена Хозяйственного кодекса. Определить европейскую интеграцию стратегической целью государства вместо тактической игры в отношениях с Европой и Россией. И начать правдивую, а не для отвода глаз, борьбу с коррупцией в Украине.
Докатился до кривой
Динамика индекса инвестиционной привлекательности Украины
Дата | Индекс |
III квартал 2008 | 3,1 |
IV квартал 2008 — Мировой финансовый кризис | 2,2 |
I квартал 2009 | 2,2 |
II квартал 2009 | 2,6 |
III квартал 2009 | 2,6 |
IV квартал 2009 | 2,6 |
I квартал 2010 — вступление Виктора Януковича на должность Президента Украины | 3,1 |
II квартал 2010 | 3,3 |
III квартал 2010 | 3,2 |
IV квартал 2010 — Налоговый Майдан | 3,3 |
I квартал 2011 — вступил в силу новый Налоговый кодекс Украины | 3,4 |
II квартал 2011 | 3,4 |
III квартал 2011 | 2,6 |
IV квартал 2011 — Юлию Тимошенко осудили на 7 лет | 2,2 |
Комментарии