— В чем, по вашему мнению, истинная причина проведения расследования по импорту на рынке нефтепродуктов?
Если введут пошлины на импорт, бензин будет дорожать
— Я считаю, что истинная причина в том, что фактически нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), собственники, длительное время не вкладывали в развитие производства деньги. На сегодняшний день приоритеты нефтяных компаний поменялись. Сегодня приоритетом номер один нефтяных компаний является добыча. Энергоносители в дефиците, их потребляется все больше и больше, поэтому нефтяные компании и концентрируются, вкладывают свои деньги в разведку и добычу. Для них НПЗ не являются приоритетом. Потому что мощностей нефтеперерабатывающих заводов слишком много — и в Украине, и в целом в Европе. Таким образом, собственники не хотят вкладывать в модернизацию заводов. А в нее вкладывать нужно.
— Насколько критична модернизация украинских НПЗ?
— Фактически, при высокой цене на нефть очень важным аспектом является глубина переработки. И чем современнее заводы, тем больше они из нефти выжимают дорогих продуктов — бензина и дизельного топлива. Сейчас же украинские заводы не модернизированы, они неконкурентны.
Поэтому нефтяные компании, владеющие НПЗ, ищут таким образом себе различные льготы, в том числе в виде пошлин, чтобы зарабатывать, не вкладывая, и закрыться от конкуренции с такими же заводами, но модернизированными, в Европе и странах Таможенного союза. Я думаю, в этом истинная причина расследований.
— Получается, что одних трейдеров хотят заставить спонсировать модернизацию НПЗ, принадлежащих другим трейдерам?
— Не только трейдеров, но и потребителей нефтепродуктов.
— Когда ожидаются результаты расследования? Если пошлины на импорт все же введут, вы повысите отпускные цены или поступитесь маржой?
— У нас нет столько маржи, чтобы компенсировать введение пошлин на импортные топлива. Если такое случится, цены на топливо в Украине будут расти.
— АМКУ недавно рекомендовал ряду операторов, в том числе и ОККО, снизить цены на брендовые бензины. Вы прислушались к этим рекомендациям?
— Да, рекомендации были, но хочу подчеркнуть, что наше ценообразование идет от рынка. Мы от рынка и ставим цены. И они у нас всегда были экономически обоснованными.
— Брендовое топливо называют бензином для богатых. Считается, что это лишь маркетинговый ход розничных сетей…
— Я не понимаю, зачем АМКУ этим бензином заниматься. Ведь премиального бензина не так много потребляется в Украине на самом деле. Более важным я считаю дизельное топливо.
В стране потребляется не просто много дизеля — этот вид топлива является одной из составляющих в себестоимости других товаров. Это и сельское хозяйство, это и перевозки товаров. Это более важный сегмент топлива, чем бензин, например.
— В Раде зарегистрирован правительственный законопроект, по которому НАК Нефтегаз Украины освобождают от пошлин на ввоз нефти и первую продажу произведенных из нее нефтепродуктов. Аргумент правительства — госмонополист позволит контролировать ситуацию на рынке бензина. Вы с этим согласны?
— Я не понимаю этого законопроекта. Ведь если играть по-честному, то этот документ нефтепереработке ничего не дает. Потому что все равно рано или поздно НДС нужно будет заплатить. И фактически это только отсрочка (если, кончено, по-честному работать) в сроках уплаты НДС. Это лишь небольшая экономия на оборотных средствах, она на экономике себестоимости того же бензина не так сильно сказывается.
— Сейчас государство контролирует рынок путем установления граничных цен. И хотя эти цены по сути законодательно не носят обязательный характер, практически все операторы их придерживаются. Откуда такое послушание? Как государство заставляет вас держаться этих цен?
— На самом деле это все не так. У нас в стране государственного регулирования цен нет. В частности, экспертно-аналитическая группа, она не граничные цены устанавливает — это есть индикатор цены, который показывает, что происходит с рынком. И в какой-то момент рынок может быть выше этого индикатора. Например, в сезоны, когда слишком большое потребление: где-то железная дорога может не справляться с поставками, где-то цистерн не хватает и т.д. Наоборот, в какие-то периоды, когда рынок «переливается», может быть ниже. Этот индикатор показывает, что происходит с рынком. И на самом деле это не есть обязательная цена.
— А как вы оцениваете работу экспертно-аналитической группы?
— Сама работа экспертно-аналитической группы является позитивной. Если вы в курсе, то в этом году и в России, и в Беларуси, и в Казахстане был кризис по бензину. Были месяцы летом, когда на автозаправочных станциях либо ограничивался опт, либо просто не было бензина. Это в России, которая является нефтедобывающей страной! Такая ситуация сложилась из-за того, что они неправильно спланировали. Украинский рынок этого не видел. Все забыли, что такое километровые очереди и негде заправиться.
Я считаю, что в этом году рынок очень хорошо отработал. Не было никаких кризисов. Очень хороший пример — инициатива Минэнергоугля относительно уменьшения акцизного сбора на летние месяцы. Фактически не было ценовых всплесков, когда цены были просто потолочные, я имею в виду мировые цены на бензин. Украина очень мягко это прошла, и не было никаких проблем.
— Цены на бензин застыли на месте, и эксперты не прогнозируют изменений до конца года. Что, по вашему мнению, будет с ценами в первом квартале 2012?
— Не могу сказать по одной простой причине — мы очень мало влияем на цену на бензин. Потому что на самом деле наша маржа, она очень небольшая.
— А сколько в среднем составляет маржа?
— В среднем чистая рентабельность у нас — около 3%.
— Какие главные составляющие цены бензина в рознице?
— Самая главная составляющая цены на бензин — это мировые цены на нефть, которые прогнозировать невозможно. И вторая самая большая составляющая — это налоги. Какие будут налоги в следующем году? Есть, например, сегодня законопроект по повышению акцизных сборов. Если он пройдет, то будут одни цены, если не пройдет — будут другие. Поэтому мне тяжело прогнозировать.
— Как повысятся цены, если повышение акцизов все же утвердят?
— Условно говоря, каждые 10 евро акциза добавляют около 10 копеек в розничной цене топлива.
— Давайте поговорим о сети ОККО. Как изменилось число АЗС с начала года? Есть планы по расширению?
— В этом году мы приросли приблизительно где-то на 20-30 станций. На следующий год мы планируем, если не будет никаких мировых потрясений, серьезных кризисов, прирасти где-то на 30-50 станций.
— В последнее время в крупных компаниях прокатилась череда проверок. Вы не ощущаете излишнего внимания к Галнафтогазу, какого-либо давления?
— Мы это слышали. Очень много про это говорят и в прессе, и просто среди бизнесменов. У меня на это видение очень простое. Наша компания отличается от других компаний тем, что фактически уже семь лет мы пошли по тропе публичности и прозрачности. Мы взяли кредиты у таких организаций, как ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития) и IFC (Международной финансовой корпорации, входит в группу Всемирного банка). Если вы честно показываете всю бухгалтерию, платите налоги — тогда вы имеете их дешевые и длинные кредиты. Мы пошли по этому пути. И если ты транспарентный, платишь налоги, какие вопросы могут быть?
— За год Украина потеряла несколько пунктов в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса. Вам стало труднее работать?
— Мы пока этого не чувствуем.
— В вашей сети 280 магазинов, что позволяет вас назвать крупным ритейлером. Как вы оцениваете проект закона о внутренней торговле? В частности, усиление ответственности перед поставщиками, требования по алкоголю и табаку ит.д.?
— Мы сейчас изучаем этот законопроект. Я знаю, что к законопроекту имеют претензии ряд ритейлеров. Претензии есть, по-моему, даже у Европейской бизнес ассоциации, и Американской торговой палаты. Мы сейчас изучаем его, а сможем прокомментировать чуть позже.
— Какова сегодня доля доходов от магазинов на АЗС? Это самоокупаемое направление?
— Конечно, это самоокупаемое направление. Но в общей доле доходов — магазины у нас где-то около 8-10%.
— Сколько стоит сегодня открыть заправку, например, в Киеве? Сколько времени займет оформление документов, строительство, запуск?
— Если говорить конкретно о Киеве, то это очень сложный вопрос. Самая главная проблема — практически нет свободных земельных участков для того, чтобы построить заправочную станцию. Ведь чтобы ее построить, необходимо иметь земельный участок, который соответствует государственным строительным нормам, и который позволит иметь соответствующие разрывы с рядом стоящими объектами.
Таких участков очень мало. Как правило, приходится либо что-то покупать, сносить. И весь процесс от проекта строительства заправочных станций в Киеве может занимать и два года, и три, и даже пять лет.
— Сколько в среднем это стоит?
— Есть заправочные станции, которые строятся за полтора миллиона долларов, и есть заправочные станции, которые строятся за три-четыре миллиона. Это зависит от места, коммуникации, величины заправочной станции, количества сервисов и т.д.
— У вас в деятельности заявлено также управление отелями…
— У нас была такая идея до 2008 года. Мы даже партнеров тогда нашли. Но когда кризис случился, то мы этот проект приостановили. Мы решили больше сконцентрироваться на заправочных комплексах.
Станислав Погорилов
Комментарии