В Украине завершается первый этап медицинской реформы — создание центров семейных врачей. Официально они называются Центры первичной медико-санитарной помощи. Они будут оказывать самую первую помощь пациентам, и задача их, по большому счету, не столько лечение, сколько профилактика болезней. Подразумевается, что каждый семейный врач будет едва ли не лично знать каждого больного и его проблемы. По словам министра здравоохранения Александра Анищенко, создание пунктов семейных врачей по всей стране планируется завершить до конца 2012 года, пишет Сегодня.
Семейных врачей не хватает, треть из них — пенсионеры
После нового года, рассказал министр здравоохранения Александр Анищенко, в пилотных регионах (Киев и три области — Донецкая, Днепропетровская и Винницкая) к концу 2012 года должны создать госпитальные округа. По сути дела, это подобие медицинских «районов». В основе каждого будет одна полноценная больница и несколько второстепенных (см. графику). Это второй уровень медпомощи — узкие специалисты, которые должны взяться за пациента, если ему не смог помочь семейный врач. Это урологи, хирурги, окулисты, лор и т. п. В 2013 году планируют проанализировать результаты введения новой системы здравоохранения в пилотных регионах и с 2014 года начать ее внедрение по всей стране.
СКОРАЯ
Медреформа идет по двум параллельным путям одновременно. Первый — это семейные врачи, госпитальные округа и т. д. Второй — это экстренная медпомощь, которую должны оказывать врачи скорой. Как объяснил Анищенко, службы экстренной медицинской помощи будут созданы до конца 1 квартала 2012 года. Идея в том, чтобы пункты скорой помощи располагались таким образом, чтобы бригады скорой могли работать по новым временным нормативам (см. графику). При этом финансирование пунктов скорой будет переложено на плечи местных бюджетов, а это значит, что имено местные администрации будут ответственны за то, чтобы машины были исправны, заправлены бензином, а санитары вовремя получали зарплату. К концу 2013 года новая система экстренной медпомощи должна заработать по всей стране.
ПРОБЛЕМЫ
Опорой медреформы являются семейные врачи, однако их не хватает. К примеру, в Донецкой области укомплектованность семейными врачами — 66%, среди которых 30% пенсионеров. «В Киеве, на пункте должно быть 3—4 врача, а фактически есть только один», — рассказал «Сегодня» завотделом социально-экономических вопросов Киевского профсоюза медиков Виталий Коваль. Куратор медреформы, первый замглавы Администрации президента Ирина Акимова, обещала, что с 2012 года уровень зарплаты отдельных медработников может доходить до 5000 грн за счет различных надбавок. «В Минздраве уже есть проект — всего предусматривается около 18 коэффициентов надбавок за количество пациентов, сложность медицинских случаев, покрываемый врачем километраж, общий стаж работы. Боюсь, бухгалтера сломают себе голову, пока будут в этой системе разбираться», — говорит Коваль.
РЕГИОНЫ ПРОВОДЯТ РЕФОРМУ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Хотя медреформа была начата лишь в пилотных регионах, фактически она проходит и в других областях. К примеру, на Харьковщине. «Те области, которые не попали в пилотный проект, проводят реформы самостоятельно, не дожидаясь времени, когда необходимо будет реформироваться уже по специальному закону», — пояснил харьковский губернатор Михаил Добкин. Идет она и в Одесской области, рассказал «Сегодня» нардеп от Компартии Евгений Царьков. «Если раньше на первом месте по обращениям от граждан были кредитные союзы, то сейчас — медицина. В официальных ответах, почему перепрофилируют больницы в пункты семейных врачей, чиновники мне отвечают, ссылаясь на постановление Кабмина и приказ Минздрава, в которых речь идет о медреформе. Одну из больниц скорой помощи (в селе Староказачье Белгород-Днестровского района Одесской области) хотели закрыть, хотя она обслуживает район радиусом в 300 км и в случае инфаркта или родов бригада могла просто не успеть доехать. Жители и врачи отстояли клинику», — говорит Царьков. По его мнению, задача медреформы — сократить расходы госбюджета на соцсферу. Однако глава комитета Рады по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева считает иначе. «Цель медреформы — переход к страховой медицине (ранее министр говорил, что она может быть внедрена с 2015 года). Но для этого нужно изменить существующую систему: коек больше, чем нужно, в других местах их, наоборот, не хватает, не хватает кадров, низкая материальная база медучреждений», — говорит Бахтеева.
«В процессе реформы ни одна больница не должна быть закрыта, ни один средний медицинский работник не должен пострадать», — говорит первый замглавы АП Ирина Акимова. Об этом же неоднократно заявляли кураторы медреформы в пилотных регионах.
Впрочем, опрашивая рядовых медиков, «Сегодня» столкнулась с тем, что они слабо понимают, зачем нужно менять выстроенную в советские годы систему медицины. «У нас в поликлинике курсы семейных врачей прошли лишь несколько руководителей, например, начальница по здравоохранению в школах. Получили «корочки», на том все и закончилось. А рядовых врачей не хватает. У меня увеличилась нагрузка — вместо одного участка мне дали четыре, притом, что зарплата осталась той же: 1500 гривен. В итоге я уволилась, работаю сейчас в частной клинике. Такое ощущение, что поликлинику хотят развалить, а потом набрать туда семейных врачей», — сказала нам на условиях анонимности бывший участковый терапевт столичной поликлиники Ирина К. Бахтеева подтверждает: информационная политика по части медицинской реформы действительно пока слабовата, но этот вопрос обещают решить.
Комментарии