Малообеспеченные украинцы получают лишь 23% средств, выделяемых на социальную помощь из бюджета
«У нас нет задачи, чтобы та или иная реформа «устраивала», как вы говорите, МВФ или любую другую международную организацию», — Сергей Тигипко
Внедрение пенсионной реформы в Украине сопровождалось меньшими протестами со стороны населения, нежели принятие налогового кодекса. Возможно, это связано с тем, что украинцы сейчас больше заботятся о заработке, чем о будущей пенсии. О том, чего ждать простым украинцам от происходящих изменений в пенсионной системе страны, почему именно женщинам повысили пенсионный возраст, об отношениях Украины с ее главным кредитором — МВФ, а также об условиях объединения партии «Сильная Украина» с правящей «Партией регионов» в эксклюзивном интервью редакции «Минфин» рассказал вице-премьер-министр, министр социальной политики, лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко.
«МФ»: Каким образом пенсионная реформа решит проблему дефицита Пенсионного фонда Украины?
«С.Т.»: Пенсионная реформа стабилизировала ситуацию в пенсионной системе. По нашим подсчетам, в следующем году дефицит бюджета ПФ составит 2,2 млрд грн. Для сравнения: по итогам этого года мы будем иметь 17 млрд, а в прошлом году в Пенсионом фонде не хватало 34 млрд. Выравнивание произойдет за счет постепенного — в течение 10 лет — увеличения числа работающих.
Если бы мы ничего не сделали, уже в 2013 году 100 работающих поддерживали бы 100 пенсионеров. Это значит, что у нас бы повторилась ситуация, когда пенсии задерживались на месяц и больше. Мы не могли этого допустить. Пенсионная реформа переломила тенденцию к обнищанию наших пенсионеров.
Но это только первый шаг. Меры должны быть комплексными. Дальше нам надо продвигать легализацию заработных плат и рынка труда, которая, по нашим подсчетам, может принести около 30 миллиардов поступлений в социальные фонды ежегодно.
Кроме того, Министерство социальной политики разрабатывает ряд законопроектов, направленных на более эффективное перераспределение общественного богатства. Сейчас, например, законопроект по налогообложению предметов роскоши активно обсуждается с экспертами и работодателями. По предварительным расчетам, внедрение этого законопроекта дополнительно добавит в бюджет около 800 млн грн в год, которые мы направим на выплату пенсий. С проектом этого закона можно ознакомиться на сайте Министерства социальной политики и на моей страничке в Facebook. Этот налог будет распространяться на предметы роскоши и элитное имущество. Речь идет о том, что владельцы дорогих машин, яхт, вертолетов, часов и других вещей не первой необходимости будут отчислять в бюджет определенную суму при их покупке. Также закон затронет и владельцев больших домов и земельных участков. Этот налог не отменяет существующих налогов на землю и недвижимость, а также пошлин, которые платятся, например, при покупке транспортных средств.
Кроме того, сейчас мы готовим еще два законопроекта, которые призваны уменьшить пропасть между богатыми и бедными, — о налогообложении операций с оффшорными зонами и о пересмотре льгот для депутатов и чиновников.
«МФ»: Действительно ли пенсионная реформа предполагает повышение пенсий, и это никак не связанно с ее индексацией?
«С.Т.»: Суть любой реформы — это не сиюминутная выгода. Реформа — это изменение принципов работы той или иной системы с тем, чтобы она была более эффективной.
Главное, чего мы хотели добиться с помощью пенсионной реформы, — это изменить ситуацию в системе пенсионного обеспечения, которая была на грани краха, создать основу для осовременивания пенсий и введения накопительного страхования. Этого нельзя сделать, если в бюджете Пенсионного фонда — постоянный огромный дефицит. С помощью пенсионной реформы эту проблему мы решили. Более того, мы в ближайшей перспективе сможем повысить пенсии, в первую очередь, самым бедным пенсионерам, которых в стране — около 60%.
«МФ»: Пенсионная реформа предполагает внедрение второго уровня пенсионной накопительной системы, но без развитого фондового рынка эта система не сможет эффективно заработать. Какие шаги делаются правительством для решения этого вопроса?
«С.Т.»: Шаги совершенно конкретные и четкие. Как раз недавно был на международной конференции по пенсионной реформе, где обсуждался, в частности, и вопрос о том, как же будут «работать» пенсионные накопления. А это достаточно серьезный ресурс: если в 2013 году мы ожидаем на персональных пенсионных счетах около 3,6 млрд грн, которые можно будет инвестировать, то в 2020 году эта сумма может составить минимум 36 млрд грн. Я считаю, что эти средства должны быть направлены на развитие украинской экономики.
Поэтому при подготовке законодательства относительно второго уровня пенсионного обеспечения мы будем прописывать гарантии сохранности вкладов и их доходности. Кроме того, будут жесткие требования к компаниям, под управлением которых будут находиться пенсионные средства.
Сейчас как раз мы дорабатываем соответствующее законодательство, проводим консультации с экспертами и готовим общественное обсуждение документа.
«МФ»: Какая реакция МВФ на принятую пенсионную реформу? Есть ли у них какие-либо замечания или рекомендации? Их все устраивает? Какие еще реформы должно выполнить государство для получения очередного транша МВФ?
«С.Т.»: В вопросе проведения реформ мы консультируемся не только с МВФ, но и с Мировым банком, представителями Европейского Союза. В этих структурах накоплен достаточно большой опыт изменений в различных сферах. Используя его, мы можем избежать многих ошибок и сделать реформы более эффективными.
Но у нас нет задачи, чтобы та или иная реформа «устраивала», как вы говорите, МВФ или любую другую международную организацию. Мы делаем реформы не для МВФ, а для себя, для Украины и наших людей.
«МФ»: Многие говорят, что пенсионная реформа осуществляется за счет женщин, так ли это?
«С.Т.»: Пенсионная реформа — это комплекс мер, направленных на восстановление социальной справедливости в системе пенсионного обеспечения. В частности, мы повысили пенсионный возраст для мужчин-госслужащих, выслугу лет для военных вернули на тот уровень, который был в Советском Союзе. Мы установили порог для VIP-пенсий — не больше 10 минимумов для нетрудоспособных. Если говорить о повышении пенсионного возраста для женщин, которое прошло в рамках реформы, то нужно учесть, что согласно данным ученых, украинские женщины, которые достигают пенсионного возраста, на пенсии живут едва ли не дольше всех в Европе — 25 лет. Именно этот коэффициент дожития и берется в расчет, когда речь идет о пенсионном пороге. У мужчин показатель дожития значительно меньше. Поэтому повышение коснулось именно женщин. В итоге мы сравняли пенсионный возраст мужчин и женщин.
«МФ»: Если МВФ не выдаст очередной транш, сможет ли украинская экономика выстоять за счет собственных сил? Если да, то как, если же нет, то какие могут быть последствия?
«С.Т.»: Я уверен, что нам необходимо продолжение сотрудничества с МВФ. В условиях долгового кризиса в Европе, нестабильности на мировых рынках мы не должны отказываться от той финансовой «подушки», которую может предоставить МВФ. Поэтому в интересах Украины получить очередной транш.
«МФ»: Какова Ваша реакция на ввод НБУ обмена валюты по паспортам?
«С.Т.»: В целом, я считаю, Национальный банк принял оправданное решение, которое позволит бороться со спекуляциями на рынке. Отдельные перекосы, которые были вначале, уже исправлены.
«МФ»: Какие условия партия «Сильная Украина» выдвинула «Партии регионов»в рамках объединения?
«С.Т.»: Для меня главное, чтобы в процессе объединения была сохранена моя команда — самые активные и, в хорошем смысле, «одержимые» реформами представители «Сильной Украины». Любая партия ценится, прежде всего, за идеи и людей, которые могут их генерировать и воплощать. Я хочу, чтобы представители «Сильной Украины» добавили реформаторского духа Партии регионов, реформаторских идей и дел. Кроме того, я хочу видеть конкретную платформу, на которой состоится объединение. Эта платформа должна устраивать обе партии. На недавнем съезде «Сильной Украины» мы приняли решение продолжить консультации с Партией регионов с тем, чтобы уладить эти моменты и некоторые организационные вопросы объединения. Окончательное решение будем принимать на втором заседании съезда.
«МФ»: Как участие Украины в Таможенном союзе повлияет на украинскую европейскую интеграцию?
«С.Т.»: Украина сегодня как нельзя более близко подошла к тому, чтобы подписать соглашение об ассоциации и Зоне свободной торговли с Евросоюзом. Я говорю о технической стороне вопроса. И, думаю, нам нельзя терять этот шанс. С другой стороны, мы не должны перечеркивать и те экономические отношения, которые сложились у нас с Россией, потому что это второй после ЕС рынок сбыта для украинской продукции.
Уверен, что в нашей внешней политике мы должны отстаивать свой национальный интерес.
«МФ»: Какая экономическая модель выстраивается при проведении реформ в социальной политике?
«С.Т.»: Цель реформирования социальной сферы — сделать государственную помощь адресной. Она должна доходить до тех, кто в ней действительно нуждается. Сегодня же только 23% средств, которые выделяются на социальную помощь из бюджета, получают малообеспеченные. Все остальное распыляется между людьми, которые в помощи государства не нуждаются. Мы не такая богатая страна, чтобы начислять льготы, не учитывая доход отдельного человека, семьи. В итоге, у нас и самый бедный инвалид, и состоятельный получают одинаковые льготы. Социальная сфера должна строиться на принципах справедливости.
«МФ»: Какая конечная цель реформирования ПФ, соцстраха, отчислений, пенсионного возраста, что должно получиться в идеале?
«С.Т.»: Считаю, что самая эффективная модель пенсионной системы — трехуровневая. В рамках такой модели работает солидарный уровень, который обеспечивает минимальную поддержку граждан пенсионного возраста, общеобязательное накопительное страхование и добровольное страхование, которое позволяет человеку самому накопить себе средства для жизни на пенсии. При этом экономика получает достаточно длинный инвестиционный ресурс, который работает внутри страны. Вот к такой системе мы стремимся.
«МФ»: Будете ли Вы баллотироваться на пост главы государства на следующих президентских выборах в 2015 году?
«С.Т.»: Сейчас не время думать о должностях. Моя задача на данный момент — провести максимальное количество реформ, необходимых стране.
«МФ»: Куда сегодня можно инвестировать персонифицированные пенсионные взносы 2-ого и 3-го уровня пенсионного страхования с целью не только их сохранения, но и увеличения? Скажите, не получится ли так, что будущим пенсионерам из пенсионных взносов 2-ого и 3-го уровней пенсионного страхования, пенсии будут выплачиваться только за счет вновь поступающих на тот момент взносов участников пенсионного страхования? А «накопление» — это просто фикция?
«С.Т.»: Второй уровень пенсионного обеспечения мы планируем ввести в 2013 году. Сейчас прописываем законодательство, и в частности, условия инвестирования средств, которые будут накапливаться на пенсионных счетах.
Пенсионные накопления будут вкладываться в консервативные активы. Например, специальные пенсионные гособлигации с гарантированным уровнем доходности, банковские металлы, недвижимость. Мы также должны позаботиться о том, чтобы диверсифицировать инвестиции, чтобы в случае обвала одного из рынков не потерять вложения.
Кроме того, государством будет гарантироваться минимальный уровень доходности для таких вкладов.
«МФ»: Почему МВФ требует от правительства повышения цены на газ для населения взамен на получение кредита?
«С.Т.»: МВФ заинтересован в том, чтобы ситуация в НАК «Нафтогаз Украины» была сбалансированной. От этого зависит платежеспособность Украины как заемщика. Выровнять дефицит бюджета «Нафтогаза» можно двумя путями: либо договорится о приемлемой цене на газ с Россией, либо поднять тарифы для населения. Если переговоры с Россией завершаться успешно, никакого повышения не будет.
«МФ»: На какой процент увеличится электорат Партии регионов после поглощения ними Вашей партии и сколько процентов Ваших бывших однопартийцев вместе с Кужель или без нее пополнят электорат оппозиции?
«С.Т.»: Я не гонюсь за численностью. Каждый член «Сильной Украины» будет принимать решение самостоятельно. Но я бы хотел, чтобы все активные и думающие члены партии работали со мной. У нас еще есть время до принятия решения, и я постараюсь с как можно большим числом людей поговорить, убедить в том, что это объединение необходимо для продолжения реформ.
«МФ»: Какой Вы видите будущую систему обратных связей между властью и народом, к какой стремитесь сами?
«С.Т.»: Власть и общество должны вести диалог. Через общественные организации, различные площадки взаимодействия власть должна получать оценку своих действий гражданами страны, предложения и замечания.
Особенно это важно в процессе проведения реформ. Опыт показал, что все реформаторские шаги нужно обсуждать с общественностью. Пусть это затягивает сроки реализации тех или иных изменений, но власть обязана рассказывать людям о том, что делается и какие будут результаты.
Могу сказать, что по линии Министерства социальной политики мы провели обсуждение Пенсионной реформы, консультируем граждан, которые обращаются на «горячую линию». Сейчас, к примеру, в процессе активного обсуждения три законопроекта по легализации зарплат и рынка труда, налогообложению богатства.
Кроме того, я плотно работаю со многими общественными организациями в подготовке законопроектов, которые ложатся в основу той или иной реформы. В частности, с «Реформаторским клубом», эксперты которого участвовали в подготовке законопроекта о гуманизации ответственности за экономические преступления. Тесно сотрудничаем и с профильными ассоциациями, например, строительной, с которой мы подготовили решения по упрощению условий для строительства и сейчас работаем над законом об упрощении выделения земли под застройку.
Я считаю, что инициатива изменений должна идти от людей, которые работают в той или иной сфере, так как они лучше знают ситуацию, что нужно упростить, чтобы отрасль развивалась. Поэтому я призываю всех не ждать, пока чиновники создадут хорошие условия, а самим инициировать изменения. Предлагайте, давайте идеи. Кстати, мы развернули хорошую дискуссию относительно реформ на моей страничке в Facebook. Присоединяйтесь.
«МФ»: В последнее время замечается большой отток иностранных инвестиций из Украины из-за уменьшения инвестиционной привлекательности Украины. Как вы реагируете на эту информацию, что вы предприняли или собираетесь в ближайшем будущем?
«С.Т.»: Инвесторы идут туда, где им комфортно работать. Мы должны создавать условия для инвестиций, показывать, что Украина — стабильная и привлекательная страна для бизнеса, с которой можно работать. Уже много сделано. Мы отменили большую часть лицензий, сделали их бессрочными, упростили регистрацию предприятий, отменили печати и уставной фонд для предприятий, упростили условия для строительства. В этом же русле упрощения нам надо и продолжать. Ведь коррупция процветает там, где процедуры запутаны, а решение зависит от чиновника.
Еще один важный вопрос — устранить злоупотребления со стороны контролирующих органов и силовых структур. Нами был подготовлен очень хороший закон о гуманизации ответственности за экономические правонарушения, который отменяет уголовную ответственность по 18 статьям. Дела, возбужденные по ним, до суда доходят очень редко, зато создается хорошее поле для злоупотреблений со стороны правоохранителей. С принятием закона возможностей для запугивания бизнеса у «силовиков» станет гораздо меньше.
«МФ»: Как Вы думаете, что будет после парламентских выборов 2012 года в течение следующих 12 месяцев? Интересуют Ваши прогнозные значения по основным макроэкономический показателям — валюта, инфляция, безработица.
«С.Т.»: Если не проведем реформы, ситуация может оказаться критической.
«МФ»: В последнее время участились разговоры о предстоящей второй волне кризиса — как правительство готовится к ней?
«С.Т.»: Сегодня действительно очень высок риск экономических потрясений в мире. Они затронут и Украину, так как наша экономика ориентирована на экспорт. Рецепт в ситуации кризиса для любой страны один — максимально сокращать дефицит бюджета и жить по средствам.
Украине как нереформированной стране, кроме этого, нужно ускорить преобразования в различных сферах. Нам нельзя терять время. Нужно подумать о поддержке отраслей, которые выпускают конкурентоспособный продукт на экспорт, чтобы наша экономика не зависела только от ситуации на рынках металла или продукции химпрома. В частности, рабочая группа под моим руководством, куда входят представители ассоциации «ИТ Украины» и ИТ-комитета Европейской Бизнес Ассоциации, подготовила изменения в законодательство, направленные на поддержку ИТ-сферы. Среди наших предложений — налоговые льготы для ИТ-производителей, чтобы украинские компании могли на равных конкурировать на мировом рынке. Думаю, у Украины есть все шансы стать лидером ИТ-индустрии в Восточной Европе.
Интервью подготовил Петр Шевченко
Комментарии - 40
"«Уважаемый господин Тигипко, скажите пожалуйста, сколько нам (простым людям) нужно Вам заплатить, чтобы Вы вместе с всеми депутатами ВР, министрами, членами правительства навсегда выехали за границу и не мешали Украине нормально развиваться?»
Почему он не был задан?
Добавлю: «Власть — она и в США и других странах власть»!!!
Правда, не факт, что получив деньги — уедут.
Скорее всего — «кинут», как всегда…
Очередное бла-бла-бла… С таким же успехом можно было вместо пафосно прорекламированного и всеми ожидаемого интервью взять да и собрать цитатник Тигипко за последние пару-тройку месяцев…
Эх, Минфин-Минфин…
Тигипко:«… Выровнять дефицит бюджета «Нафтогаза» можно двумя путями: либо договорится о приемлемой цене на газ с Россией, либо поднять тарифы для населения.»
Минфин:«Но, позвольте, население практически полностью оплачивает стоимость газа и услуги теплоснабжения (звучали цифры не менее 95-97%%), разницу между рыночной ценой газа и ценой газа для населения (в т.ч. и стоимость газа в составе оплаты за тепло) газовикам и тепловикам покрывает государство через субсидии населению и компенсации разницы цен газовикам и тепловикам. Т.е. и газовики и тепловики получают практически 100%ую оплату за газ по рыночным ценам. Тем не менее у них многомиллиардные долги перед Нефтегазом. Получается 2 варианта:
1.Или они разворовывают деньги населения и госбюджета.
2. Или государство ничего им не компенсирует (что маловероятно).
Так, при чем тут население? Может быть поискать „зарытую собаку“ среди этих двух вариантов?»
В общем, где-то так…
Свою функцию они не выполняют, какой выход — уволить и вернуть все расходы на их содержание обратно в бюджет + возмещение вреда который они нанесли.
Законодательство не работает причина проста — пассивность населения.
Простого объяснения не получилось :(
«у Украины есть все шансы стать лидером ИТ-индустрии в Восточной Европе.»
:)
Попробуем понять «веяния» и направления, тут простых ответов не будет никогда.
Трехуровневая система. Ждем дальнейших ограничений по первому уровню и дальнейших шагов по второму уровню, а они будут, из-под палки загонят. В принципе, с нашими людьми по другому не получится ;)
нет задачи — нет решения!
Жаль, некому расшифровывать подтекст ответов Тигипко.
Например, третий уровень пенсионного страхования — это как раз то главное, ради чего уважаемый владелец страховой группы ТАС (Тигипко Алина Сергеевна) ворвался во власть и всеми силами реализует для себя многомиллиардный проект.
А вообще то это т.н. Интервью никак не тянет на ответы на наши вопросы.
Вопрос к уважаемому Админу — что это было?????
Зато — за пару лет сокращение дефицита бюджета (правда пока непонятно каким путем), дефицита ПФ в десятки (!) раз, борьба с коррупцией (надо полагать — за пределами Минсоцполитики) и пр. сказочные достижения. Так и напрашивается аналогия с другим отечественным «неземным» банкиром (тоже любителем пенсионеров, который кстати тоже вовремя слил свой бизнес наивным нерезам).
Ну что, ждем в скором времени синглы в исполнении С.Тигипко? :)