Автолюбители вскоре не смогут получить легальную скидку у страховых компаний при заключении договоров ОСАГО. Такой запрет предложен в новом законопроекте, уже направленном на первое чтение. В частности, документ упрощает получение возмещения ущерба здоровью пострадавшим в ДТП. Снизить цену полиса — до 60% — можно будет только за счет комиссионных платежей страховым агентов, отмечают участники рынка, пишет Коммерсант-Украина в статье «Автогражданка» лишится скидок.
Страховщикам могут запретить варьировать цену полисов
Группа народных депутатов инициирует отмену системы «бонус-малус», позволяющую страховщикам определять цену полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО) в зависимости от стажа безубыточного страхования клиента. Эта отмена предложена законопроектом N9462, поданным в парламент 16 ноября и в тот же день одобренным комитетом по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Исключаемый «бонус-малус» позволяет сейчас страховщикам удешевить полис ОСАГО на 50% для водителей с долгим безаварийным стажем и увеличить цену почти в 2,5 раза при наличии страховых событий.
«Есть полисы с 13-м классом — скидка 50%. Это 10 лет безубыточного страхования, хотя закон работает всего 7 лет. Благодаря этой системе существуют неконтролируемые скидки и надбавки»,— говорит член президиума Моторного (транспортного) страхового бюро Елена Машаро. Принятие закона сделает такие скидки невозможными. Будет ограничено и применение 50-процентной скидки для участников войны, инвалидов II группы, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а также владеющих автомобилем с объемом двигателя до 2500 куб. см, если транспортное средство будет использоваться для платных услуг по перевозке пассажиров или грузов.
Документ может повысить не только доходы страховых компаний за счет прекращения демпинга, но и их расходы, поскольку меняются правила выплат за причинение ущерба жизни и здоровью потерпевших. За каждый день лечения пострадавший будет получать минимум 1/30 минимальной заработной палаты (с 1 декабря — 1004 грн), то есть 32,8 грн, как максимум — полное возмещение стоимости лечения при наличии подтверждающих документов. Сейчас в случае устойчивой потери трудоспособности выдается одноразовая или ежемесячная выплата. С принятием закона сумма возмещения будет зависеть от группы инвалидности. Для I группы выплата составит 36 минимальных зарплат (то есть 35,46 тыс. грн), II — 18 (17,73 тыс. грн) и III — 12 (11,82 тыс. грн).
В случае гибели при ДТП минимальная сумма возмещения семье пострадавшего составит 35,46 тыс. грн. В рамках 11,82 тыс. грн будут компенсироваться расходы на похороны и сооружение надгробия. Общая сумма выплат не может превысить 100 тыс. грн. Законодатель допускает возмещение убытков, даже если смерть потерпевшего в ДТП произошла в течение года после происшествия, оказавшись его следствием. Размер возмещения морального ущерба останется прежним — 5 тыс. грн, но к нему также отнесут физическую боль и страдания в связи с полученными увечьями.
Что привело к уменьшению автострахования
Изменение правил выплаты предложили страховщики. «Предусмотренная компенсация по жизни и здоровью пострадавших является небольшой, и получить ее пострадавшему достаточно сложно. В предлагаемом документе объем выплат гораздо выше, и процедура их получения упрощена. Поэтому количество выплат однозначно возрастет»,— считает глава правления СГ «PZU Украина» Мачей Шишко. По словам Елены Машаро, 95% выплат касаются имущественных убытков, только 5% — ущерба, нанесенного жизни и здоровью. За III квартал СК выплатили 622,9 млн грн. «Из 35 тыс. человек, травмированных в ДТП, за выплатами обращается только десятая часть»,— отметила госпожа Машаро.
Вслед за «европротоколом» владельцам полисов ОСАГО предоставят услугу прямого урегулирования. Потерпевший сможет заявлять убытки к возмещению не страховщику виновной стороны, а компании, в которой он приобрел полис. Страховщики будут сами предъявлять друг другу регрессы. По словам заместителя начальника управления транспортных рисков СК «Гарант-Авто» Романа Возного, с внедрением прямого урегулирования клиенты будут ориентироваться на компании с высоким уровнем доверия. Использовать такую возможность будут в случае наличия не более двух участников ДТП, а также при отсутствии ущерба их здоровью и жизни.
Упразднение «бонус-малус» не позволит удешевлять стоимость полисов для добросовестных водителей, но оставляет право менять агентские комиссии, которые не должны быть выше 28% стоимости полиса. Остальная сумма должна направляться в резервы. Именно за счет нарушения этого требования страховщики могут делать неофициальные скидки, ведь размер агентского вознаграждения у некоторых СК достигает 60% цены полисов. «Ситуация для таких компаний усугубляется и ведет к банкротству. В ближайшее время страховой рынок ждет несколько таких событий»,— говорит Мачей Шишко. Генеральный директор СК «Перша» Наталья Безбах уверена, что контролировать уровень вознаграждений можно только путем резервирования средств по договорам ОСАГО на счетах МТСБУ: «На бумаге рисуют наполнение активов, но половина из них — дутые».
Николай Максимчук
Комментарии