Читати українською

Транзитный тендер под Дмитрия Фирташа

Компания олигарха заработала более полу миллиарда гривен на модернизации ГТС Украины

Транзитный тендер под Дмитрия Фирташа
Олигарх Дмитрий Фирташ заработал более полу миллиарда гривен на модернизации украинской ГТС. Фото с сайта ladno.ru

Газотранспортная система (ГТС) Украины всегда была главным аргументом Украины в переговорах с Москвой и странами ЕС. Опасаясь потерять столь влиятельный рычаг, с учетом скорого запуска российского обходного газопровода «Северный поток» украинские власти этим летом заявили о начале модернизации ГТС. Ответственным за проведение всех работ по обновлению газопроводов является ГК «Укртрансгаз». С момента начала модернизации ГТС уже потрачено  941,13 млн грн налогоплательщиков, из которых 538,66 млн грн ушло на счет компании «Зангас-НГС», аффилированной с  олигархом Дмитрием Фирташем. Таким образом, реконструкция ГТС может превратиться из украинской «стройки века» в «деребан века».

В этом году 19 июля украинские власти начали самый масштабный как по объемам работ, так и по количеству необходимых капиталовложений и временных затрат проект — модернизацию украинской ГТС. Первый вопрос, который возник перед началом реконструкции ГТС, заключался в источниках финансирования проекта. Как известно, часть расходов должна лечь на плечи украинских налогоплательщиков.

Проект модернизации магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» рассчитан на 9 лет. Первая его очередь займет 3 года, а объем инвестиций, необходимый для ее проведения, составляет $538,87 млн, из которых собственные средства — $230,87 млн. В целом, до 2018 года государство намерено привлечь $6,5 млрд на реализацию инвестиционных проектов по модернизации ГТС. 

В то же время британская компания Mott MacDonald, разрабатывающая технико-экономическое обоснование модернизации ГТС Украины, оценивает необходимые инвестиции в проект приблизительно в $3 млрд.

В модернизацию ГТС готовы вложиться и европейские банки. Так, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк согласны выделить Украине по $154 млн под государственные гарантии сроком на 15 лет.

Но такой кредит может состояться при выполнении украинской стороной своих обязательств касательно реорганизации НАК «Нефтегаз Украины» и создания на его базе трех отдельных предприятий: по добыче, транспортировке и поставке газа населению. Поскольку это условие остается невыполненным, европейцы на нашу трубу денег пока не дают.

Таким образом, пока что за проведенные в рамках модернизации ГТС работы платят только украинцы.

Особенности национальных тендеров

Ответственным за проведение работ по реконструкции ГТС является «дочка» НАК «Нефтегаз» ГК «Укртрансгаз» — оператор газотранспортной системы.

С 22 марта 2010 года «Укртрансгаз» возглавил Сергей Винокуров, который до этого числился в списке топ-менеджеров ООО «РСДж Украина» (сейчас — ООО «Остхем Украина», входящая в OstChem Holding Дмиртия Фирташа).

Приблизительно с того момента, как Винокуров занял пост руководителя «Укртрансгаза», в тендерной политике этого ГК начинают четко прослеживаться некоторые тенденции, которые можно обобщить и охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, судя по стоимости услуг, которые предложили победители оглашенных «Укртрансгазом» тендеров, оператор не намерен сокращать свои расходы на государственные закупки. При этом заявления о том, что необходимо оптимизировать расходы для освобождения денег на модернизацию ГТС, похоже, во внимание не принимаются.

Во-вторых, судя по тому, какие компании становятся победителями самых дорогостоящих тендеров, и кто числится среди их владельцев и учредителей, «Укртрансгаз» явно имеет своих личных фаворитов.

Полная компьютеризация

В числе тендерных любимцев «Укртрансгаза» ярко выделяются две компании: «Зангас-НГС» и ООО «МК Инжиниринг».

Если о последней известно лишь то, что ее основательницей является некая Татьяна Морозова из Донецка, то у первой компании история — куда интересней. Ведь единственным акционером «Зангас-НГС» является оффшорная фирма Дмитрия Фирташа Zangas holdings (Cyprus) Ltd.

Историю сотрудничества этих компаний с «Укртрансгазом» стоит рассмотреть более подробно. Так, ООО «МК Инжиниринг» получило от «Укртрансгаза» подряды на общую сумму 214,06 млн грн. В частности, 8 сентября «Укртрансгаз» заказала услуги по замене линии аналоговой связи на цифровую стоимостью 98,90 млн грн. Немного больше получила компания за другой выигранный тендер по закупке  компьютерной техники и сетевого оборудования. Стоимость сделки — 101,47 млн грн.

Примечательно, что кроме «МК Инжиниринг» участие в тендере принимала компания «Информационные компьютерные системы», более известна как «Инком», чьей деятельностью в последнее время очень заинтересовалась налоговая служба.

Поставка техники от «Информационных компьютерных систем» могла обойтись «Укртрансгазу» в 35,06 млн грн, что почти в три раза меньше, чем стоимость услуг «МК Инжиниринг».

Фирташ начинает и выигрывает

Нельзя назвать обделеннойым вниманием «Укртрансгаза» и «Зангас-НГС». Вот только некоторые тендеры, выигранные в последнее время компанией Фирташа.

Дата

Вид работ

Стоимость, млн грн

4 августа 2011 г.

Переизоляция участка газопровода «Шебилинка — Полтава — Киев» в Яготинском Линейно-производственном управлении магистральных газопроводов в Киевской области

60,11
 

30 августа 2011 г.

Работы по направленному бурению на объекте: «Газопровод Херсон — Крым (II нитка). Участка км 56,2 — 56,8, км 74,0 — 74,5».

10,61

6 сентября 2011 г.

Работы по ремонту подводного перехода магистрального газопровода через Днепр (участок Шебелинка-Днепропетровск)

9,36

6 октября 2011 г.

Обустройство узла подключения газопровода «Армянск-Джанкой» с устройством камеры запуска очистительного устройства на ГИС «Красный Чабан»

90,44

 

10 октября 2011 г.

Переизоляция магистрального газопровода на Одесской области «Раздельная-Измаил»

87,76

 


Всего же без учета последней закупки тендерные достижения «Зангаса» в 2011 году составили 538,66 млн грн.

Напомним также, что «Укртрансгаз» решил перейти на обслуживание в банк «Надра», который также принадлежит Дмитрию Фирташу. Стоимость этой сделки составила 3,7 млн грн.

В целом, дочерняя компания «Нафтогаза» «Укртрансгаз» и ее филиалы скупились за деньги налогоплательщиков на общую сумму 941,13 млн грн, больше половины из которых ушли на счета «Зангаса-НГС».

Исходя из этого, возникает естественный вопрос о причине зазора приблизительно в $3 млрд, который появился между оценкой стоимости модернизации ГТС «Укртрансгазом» и компанией Mott MacDonald.

Юрий Гончарук

Комментарии - 2

+
0
Роман Сивков
Роман Сивков
22 октября 2011, 8:07
Работа голубой донбасской команды заключается в одном -Воровать У бюджета государства нельзя никому.!!! Но… Воровать ИЗ БЮДЖЕТА можно только избранным.Поєтому и идёт волна посадок ну кому раньше в голову пришло бы сажать людей которые наполняют разных партий кассу.Да никому, потому что бесконечные выборы- компромиссы, делёж портфелей между членами коалиций и большинство взяток шло на поддержание своих членов в выборной компании(коммуняки социалисты литвиновы -и т.д.) Но сейчас выбивается финансовая поддержка у всех без исключения, а к бюджетному корыту допущена на всех уровнях одна партия = голубая власть.поэтому и будут сажать всех, даже своих заслуженных, пока не выбьют противников Но и своим не дадут воровать -если ты конечно не член клуба имени Януковича скопируй поисковик гугл наименование статьи «33 способа работы аферистов « и узнаешь как тебя обманывают
+
0
cabra
cabra
22 октября 2011, 16:08
Тролль
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться