Компания олигарха заработала более полу миллиарда гривен на модернизации ГТС Украины
Транзитный тендер под Дмитрия Фирташа
Газотранспортная система (ГТС) Украины всегда была главным аргументом Украины в переговорах с Москвой и странами ЕС. Опасаясь потерять столь влиятельный рычаг, с учетом скорого запуска российского обходного газопровода «Северный поток» украинские власти этим летом заявили о начале модернизации ГТС. Ответственным за проведение всех работ по обновлению газопроводов является ГК «Укртрансгаз». С момента начала модернизации ГТС уже потрачено 941,13 млн грн налогоплательщиков, из которых 538,66 млн грн ушло на счет компании «Зангас-НГС», аффилированной с олигархом Дмитрием Фирташем. Таким образом, реконструкция ГТС может превратиться из украинской «стройки века» в «деребан века».
В этом году 19 июля украинские власти начали самый масштабный как по объемам работ, так и по количеству необходимых капиталовложений и временных затрат проект — модернизацию украинской ГТС. Первый вопрос, который возник перед началом реконструкции ГТС, заключался в источниках финансирования проекта. Как известно, часть расходов должна лечь на плечи украинских налогоплательщиков.
Проект модернизации магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» рассчитан на 9 лет. Первая его очередь займет 3 года, а объем инвестиций, необходимый для ее проведения, составляет $538,87 млн, из которых собственные средства — $230,87 млн. В целом, до 2018 года государство намерено привлечь $6,5 млрд на реализацию инвестиционных проектов по модернизации ГТС.
В то же время британская компания Mott MacDonald, разрабатывающая технико-экономическое обоснование модернизации ГТС Украины, оценивает необходимые инвестиции в проект приблизительно в $3 млрд.
В модернизацию ГТС готовы вложиться и европейские банки. Так, ЕБРР и Европейский инвестиционный банк согласны выделить Украине по $154 млн под государственные гарантии сроком на 15 лет.
Но такой кредит может состояться при выполнении украинской стороной своих обязательств касательно реорганизации НАК «Нефтегаз Украины» и создания на его базе трех отдельных предприятий: по добыче, транспортировке и поставке газа населению. Поскольку это условие остается невыполненным, европейцы на нашу трубу денег пока не дают.
Таким образом, пока что за проведенные в рамках модернизации ГТС работы платят только украинцы.
Особенности национальных тендеров
Ответственным за проведение работ по реконструкции ГТС является «дочка» НАК «Нефтегаз» ГК «Укртрансгаз» — оператор газотранспортной системы.
С 22 марта 2010 года «Укртрансгаз» возглавил Сергей Винокуров, который до этого числился в списке топ-менеджеров ООО «РСДж Украина» (сейчас — ООО «Остхем Украина», входящая в OstChem Holding Дмиртия Фирташа).
Приблизительно с того момента, как Винокуров занял пост руководителя «Укртрансгаза», в тендерной политике этого ГК начинают четко прослеживаться некоторые тенденции, которые можно обобщить и охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, судя по стоимости услуг, которые предложили победители оглашенных «Укртрансгазом» тендеров, оператор не намерен сокращать свои расходы на государственные закупки. При этом заявления о том, что необходимо оптимизировать расходы для освобождения денег на модернизацию ГТС, похоже, во внимание не принимаются.
Во-вторых, судя по тому, какие компании становятся победителями самых дорогостоящих тендеров, и кто числится среди их владельцев и учредителей, «Укртрансгаз» явно имеет своих личных фаворитов.
Полная компьютеризация
В числе тендерных любимцев «Укртрансгаза» ярко выделяются две компании: «Зангас-НГС» и ООО «МК Инжиниринг».
Если о последней известно лишь то, что ее основательницей является некая Татьяна Морозова из Донецка, то у первой компании история — куда интересней. Ведь единственным акционером «Зангас-НГС» является оффшорная фирма Дмитрия Фирташа Zangas holdings (Cyprus) Ltd.
Историю сотрудничества этих компаний с «Укртрансгазом» стоит рассмотреть более подробно. Так, ООО «МК Инжиниринг» получило от «Укртрансгаза» подряды на общую сумму 214,06 млн грн. В частности, 8 сентября «Укртрансгаз» заказала услуги по замене линии аналоговой связи на цифровую стоимостью 98,90 млн грн. Немного больше получила компания за другой выигранный тендер по закупке компьютерной техники и сетевого оборудования. Стоимость сделки — 101,47 млн грн.
Примечательно, что кроме «МК Инжиниринг» участие в тендере принимала компания «Информационные компьютерные системы», более известна как «Инком», чьей деятельностью в последнее время очень заинтересовалась налоговая служба.
Поставка техники от «Информационных компьютерных систем» могла обойтись «Укртрансгазу» в 35,06 млн грн, что почти в три раза меньше, чем стоимость услуг «МК Инжиниринг».
Фирташ начинает и выигрывает
Нельзя назвать обделеннойым вниманием «Укртрансгаза» и «Зангас-НГС». Вот только некоторые тендеры, выигранные в последнее время компанией Фирташа.
Дата | Вид работ | Стоимость, млн грн |
4 августа 2011 г. | Переизоляция участка газопровода «Шебилинка — Полтава — Киев» в Яготинском Линейно-производственном управлении магистральных газопроводов в Киевской области | 60,11 |
30 августа 2011 г. | Работы по направленному бурению на объекте: «Газопровод Херсон — Крым (II нитка). Участка км 56,2 — 56,8, км 74,0 — 74,5». | 10,61 |
6 сентября 2011 г. | Работы по ремонту подводного перехода магистрального газопровода через Днепр (участок Шебелинка-Днепропетровск) | 9,36 |
6 октября 2011 г. | Обустройство узла подключения газопровода «Армянск-Джанкой» с устройством камеры запуска очистительного устройства на ГИС «Красный Чабан» | 90,44
|
10 октября 2011 г. | Переизоляция магистрального газопровода на Одесской области «Раздельная-Измаил» | 87,76
|
Всего же без учета последней закупки тендерные достижения «Зангаса» в 2011 году составили 538,66 млн грн.
Напомним также, что «Укртрансгаз» решил перейти на обслуживание в банк «Надра», который также принадлежит Дмитрию Фирташу. Стоимость этой сделки составила 3,7 млн грн.
В целом, дочерняя компания «Нафтогаза» «Укртрансгаз» и ее филиалы скупились за деньги налогоплательщиков на общую сумму 941,13 млн грн, больше половины из которых ушли на счета «Зангаса-НГС».
Исходя из этого, возникает естественный вопрос о причине зазора приблизительно в $3 млрд, который появился между оценкой стоимости модернизации ГТС «Укртрансгазом» и компанией Mott MacDonald.
Юрий Гончарук
Комментарии - 2