Вероятность того, что валютный союз лишится одного из своих членов, оценивается более чем в 50%, а вероятность того, что еврозону покинет один из основных членов, — ниже 25%. Такое мнение в интервью Handelsblatt высказал бывший главный экономист МВФ, профессор экономики из Гарварда Кеннет Рогоф.
Еврозона лишится одного из членов в течение 5 лет
По его словам, валютный союз продолжит свое существование, но в реформированном и, возможно, сокращенном виде.
«Зона евро нуждается в изменении договоров в сторону более тесного налогового союза. Времени на реформы остается крайне мало, т.к. евро переносит кризис, как заразу, из одной страны в другую», — считает экономист.
По мнению аналитика, ключом к стабильности валютного союза являются кардинальная реструктуризация в наиболее слабых странах и параллельное создание страховочной сети для остальных государств.
«Однако эта сеть должна обеспечивать гарантии только по долгам правительств, исключив частный сектор. Сюда же следует добавить единое регулирование финансового сектора», — сказал Рогоф.
Что касается антикризисных действий глав европейских правительств, то, по словам експерта, их позиция неверна в принципе.
«Бессмысленно любой ценой избегать реструктуризации долгов. Европейские лидеры должны идти на реструктуризацию там, где это необходимо, и проводить внушающую доверие политику, на основании которой они намерены защищать страны», — отметил он.В то же время, по мнению аналитика, ЕЦБ сейчас находится в очень трудном положении. «Правительства стремятся спасти валютный союз, но сделать это они хотят по возможности непрозрачно. И поэтому они принудили ЕЦБ покупать мусорные облигации проблемных стран и финансировать банки этих государств, хотя гарантии те могли предоставить лишь очень слабые. Если так пойдет и дальше, то когда-нибудь обанкротится и ЕЦБ. И уже ему придется обращаться к странам за свежим капиталом — тогда расходы на непрозрачное спасение станут прозрачными и доверие к ЕЦБ рухнет», — прогнозирует экономист.
Кеннет Рогоф считает, что в целях преодоления долгового кризиса необходимо поднять предельно допустимый уровень инфляции с 4 до 6%. «Временное повышение порога инфляции не является заменой реструктуризации госдолгов в Европе и ипотечных долгов в США. Однако это могло бы на один-два года сократить болезненный этап выхода из кризиса… Страхи по поводу того, что инфляция выйдет из-под контроля, я считаю необоснованными. Если же она вырастет слишком сильно, то остановить ее центробанки смогут путем увеличения процентной ставки», — отметил он.
Комментарии