Последние несколько лет показали, что конкурентоспособность украинских автомобильных компаний определяется их умением работать в условиях затянувшегося кризиса. Сегодня свою долю на рынке увеличивают те игроки рынка, которые приспособились к работе в новых условиях.
Конкурентную борьбу на автомобильном рынке Украины можно условно разделить на два фронта — битву за право носить статус импортера и состязание в умении бороться с затянувшимся для украинских автомобильных компаний кризисом. Исход боя на первом фронте был предрешен изначально. Поэтому тот факт, что местных дистрибьюторов заменили дочерние предприятия автозаводов, отечественные бизнесмены приняли спокойно, поскольку понимали, что это — мировая практика.
Смена импортеров
Сегодня в Украине практически не осталось локальных импортеров. Среди ведущих брендов, представленных в Украине, из украинских компаний статус официального импортера в настоящее время имеет только «Торговый дом — НИКО». Статус официальных представителей сохранили также те отечественные компании, которые занимаются сборкой представляемых брендов. Например, марку Hyundai в Украине представляет корпорация «Богдан», которая собирает эти авто на своем предприятии в Черкассах. Удается удержать за собой статус официального дистрибьютора Skoda и компании «Еврокар» Олега Боярина, производящей чешские авто на одноименном предприятии в Закарпатье.
Ведут импортерский бизнес в Украине и западные игроки, имеющие давние партнерские отношения с производителями. Например, компания Winner традиционно представляет на мировом рынке автомобили Ford.
Испытание кризисом
Второй фронт конкурентной борьбы на отечественном авторынке — преодоление кризиса. Именно устойчивость к новым реалиям определяла последние несколько лет успешность украинских автомобильных дилеров. Как показал опыт, не всем удалось адекватно рассчитать свои силы и пройти дно финансовой нестабильности в стране, не сев на мель. В частности, пришлось закрывать свои предприятия крупнейшим отечественным автомобильным компаниям «УкрАвто» и «Богдан». Последней также пришлось отказаться от дистрибуции одного из брендов — южнокорейской Kia.
Тем не менее, несмотря на все трудности, ни один из серьезных игроков за время кризиса не покинул автомобильный рынок страны. Компании готовы были удерживать свои позиции, работая в убыток, поскольку свернуть свой бизнес означало бы навсегда потерять возможность вернуться.
Впрочем, нельзя сказать, что кризис принципиально повлиял на соотношение сил на авторынке с точки зрения позиций как украинских, так и зарубежных компаний-дилеров. Приход же новых игроков, по мнению автомобильных экспертов, — вопрос дальней перспективы. «Скорее всего, мультибрендовые европейские холдинги проявят интерес к Украине только после хотя бы частичного восстановления рынка после кризиса», — полагает Артем Ткаченко, генеральный директор автомобильного бизнеса «ВиДи Груп». Сегодня же европейским дилерам более интересен рынок России, который превышает украинский в 10 раз.
По мнению же главы «Ниссан Мотор Украина» Андрея Нестеренко, западные компании заинтересуются нашей страной при достижении отечественным рынком показателя в 500 тыс. проданных автомобилей в год. «Если это произойдет, то, конечно же, зарубежные компании составят серьезную конкуренцию местным», — считает Нестеренко. Учитывая нынешние продажи — в 2010 году было продано около 192,6 тыс. новых авто — на годовой показатель в 0,5 млн авто мы можем выйти еще нескоро.
Сами же производители не заинтересованы во вхождении в дилерский бизнес. Как отмечают в «ВиДи Груп», международный опыт показал, что намного более эффективным является независимая товаропроводящая сеть. Поэтому мировые производители больше заинтересованы в наличии сильных независимых дилеров, нежели собственных.
Внешние перспективы
Что же касается перспектив выхода отечественных компаний на внешние рынки, то они также не являются вопросом ближайшего будущего. «Главные задачи, стоящие перед украинскими дилерами, лежат в сфере преодоления последствий коллапса рынка в собственной стране», — поясняет Ткаченко. Однако, по его словам, концентрация рынка становится с каждым годом все выше, поэтому не исключено, что со временем крупнейшим украинским холдингам станет тесно в Украине, и они начнут рассматривать возможности развития бизнеса в соседних государствах.
По мнению экспертов, выход украинских дилеров за пределы страны произойдет не ранее чем через несколько лет, так как, кроме экономических предпосылок, должна сформироваться еще и эффективная система управления автобизнесом, позволяющая инвестировать в дилерские предприятия за рубежом без риска потери их управляемости и обеспечивающая гарантии окупаемости инвестиций.
В свою очередь Олег Назаренко, глава ВААИД, отмечает, что опыт работы за рубежом у украинцев в принципе уже есть. «Сегодня украинские компании работают на внешних рынках. Это касается как стран постсоветского пространства, так и Западной Европы», — комментирует эксперт. В частности, в России сетью салонов владеет корпорация народного депутата Тариэла Васадзе — «УкрАвто». Компании принадлежат пять российских дилерских предприятий — по два салона на такие бренды, как Mercedes и Honda, и один — Chery.
Что касается Европы, то присутствие в этом регионе отечественные компании по каким-то причинам предпочитают не афишировать. Известно лишь, что один из представителей российского бренда «ГАЗ» в Польше имеет украинские корни.
5 сентября 2011, 11:10
Читати українською
Крупнейшие компании Украины — Автомобилестроение
Производство автотранспорта
Импортеры и дистрибьюторы автомобилей
Автодилеры
Источник:
Дело
Комментарии