Минфин - Курсы валют Украины

Установить
16 августа 2011, 14:02 Читати українською

Объединенной Европе нужно объединяться

На встрече лидеров Германии и Франции, проходящей на фоне удручающе плохой немецкой статистики, может быть затронут вопрос о евробондах, еще недавно — абсолютного табу для Берлина.

Николя Саркози и Ангела Меркель. Германия и Франция.
Кризис евро.
Николя Саркози и Ангела Меркель. Фото с сайта gazeta.lv

Германия и Франция вынуждены все-таки рассмотреть вопрос о единых облигациях еврозоны, идею введения которых они упорно отвергали до последнего времени, пишет The Wall Street Journal. Сегодня лидеры двух стран — Николя Саркози и Ангела Меркель — проводят саммит, на котором обсудят долговые проблемы еврозоны, а также «постепенное усиление координации в экономической политике стран-участниц», как обозначили это представители официального Парижа и Берлина. При этом пресс-секретарь Саркози заявила, что вопрос об облигациях еврозоны «не значится в повестке» встречи с Меркель.

Между тем, по мнению многих экспертов, это единственный механизм, который гарантирует доступное финансирование для стран с самым тяжелым бюджетным положением, без подобного механизма возрастает угроза распада евроблока, пишет Reuters. О важности облигаций еврозоны писал, в частности, Джордж Сорос в своей недавней статье в The Financial Times. По мнению Сороса, создание режима единых облигаций еврозоны — одно из трех ключевых условий выхода из кризиса евро.

Идея коллективных обязательств, часто называемых «евробондами» (eurobonds), выдвигалась уже неоднократно с прошлого года. Консервативные лидеры в Германии и других европейских странах отвергали такой механизм, говоря, что он противоречит идеалам единой Европы, предполагающим, что страны сотрудничают друг с другом, но сохраняют самостоятельность в фискальных вопросах.

Но обвалы на рынках за последние недели и бегство капитала из итальянских и французских облигаций заставляют даже самых упорных противников предлагаемой инициативы впервые всерьез над ней задуматься. Применявшаяся до последнего времени стратегия сокращения бюджетов на национальном уровне и выделения финансовой помощи должникам не помогла вернуть доверие инвесторов к еврозоне, комментирует The Wall Street Journal.Власти Германии и Франции признают, что у них остается все меньше альтернатив в борьбе с кризисом.

Крушение рынка итальянских государственных обязательств, которое могло бы спровоцировать финансовый крах по всей Европе и подорвать глобальный подъем, удалось предотвратить лишь на прошлой неделе, когда ЕЦБ провел интервенцию, чтобы поддержать падающие котировки итальянского долга. Европейские власти опасаются, что если кризис продолжится, им придется делать выбор между распадом еврозоны или созданием полного финансово-бюджетного союза, опирающегося на единые облигации еврозоны.

Во вторник как раз под самую встречу Меркель и Саркози были обнародованы новые статданные, согласно которым рост немецкой экономики во втором квартале оказался самым слабым с апреля-июня 2009 года. Это вызывает обеспокоенность у рынков относительно способности самой сильной экономики Европы противостоять ухудшающемуся положению в еврозоне, передает Reuters.

Французская статистика, обнародованная на прошлой неделе, демонстрирует, что экономика этой страны во втором квартале стагнировала. Теперь после публикации данных по ВВП Германии прогноз роста еврозоны на 0,3% выглядит «оптимистичным», по выражению Reuters.

Больше года Италия ведет кампанию за еврооблигации, чтобы ослабить давление на более слабые экономики блока. На ее сторону уже встали некоторые другие правительства, а также тяготеющая к левому крылу оппозиция в Германии и Франции.

Однако правительство Меркель опасается, что механизм общих заимствований будет снижать для других стран необходимость улучшения бюджетной дисциплины, в то же время поднимая процентные ставки для Германии до среднего уровня. Власти ФРГ отмечают, что Италия ускорила программу сокращения дефицита только под давлением ситуации на финансовых рынках.

До сегодняшнего саммита Берлин и Париж публично отвергали все более активно звучащие требования о единых долговых обязательствах еврозоны. Но сейчас становится очевидно, что Европе, возможно, придется радикально меняться, чтобы спасти единую валюту. В политических кругах Франции и Германии уже звучат разные мнения.

В Германии Ассоциация экспортеров призвала правительство сделать все необходимое, чтобы защитить евро, поскольку после снижения американского кредитного рейтинга усиливаются опасения, что долговой кризис может угрожать правительству любой страны. «Любые альтернативы евробондам в итоге обойдутся нам еще дороже», — заявили представители влиятельной отраслевой организации.

Меркель еще в понедельник вновь подтвердила свою позицию. Пресс-секретарь канцлера заявил журналистам: «Облигации еврозоны не были верным решением раньше и не являются им сегодня». Представитель канцлера, тем не менее, не исключил перспективу их существования в будущем.

Между тем левая оппозиция в обеих странах поддерживает идею об общих облигациях еврозоны.

Распад евроблока очень дорого обойдется Германии, говорят в Берлине, поскольку колебания валютных курсов в пределах Европы будут разрушительны для немецкого экспорта и банковской отрасли, комментирует The Wall Street Journal.

Механизм коллективных заимствований

Объем экономики еврозоны в целом достигает 13 трлн долларов, и размещение коллективных облигаций позволило бы блоку, состоящему из 17 государств, опереться на эту мощную базу и ослабило бы рыночное давление на отдельные страны, такие как Италия и Испания, которые больше не имеют возможности привлекать дешевые заимствования.

По оценкам экономистов, еврозона была бы надежным должником. Бюджетный дефицит блока в этом году должен составить около 4,4%, совокупный уровень госдолга к ВВП — 87%, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на статистику МВФ. Для сравнения, у США дефицит превышает 10%, а долг достигает 99% ВВП.

Создание финансово-бюджетного союза в Европе будет предполагать учреждение некоего центрального ведомства по вопросам национальной налоговой и расходной политики, выделения субсидий от богатых стран бедным и коллективных заимствований на долговом рынке.

Такой радикальный поворот пока маловероятен, он потребует долгих и трудных политических переговоров и внесения изменений в международные соглашения ЕС.

Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в конце минувшей недели предупредил, что страны-участницы еврозоны должны интегрировать национальную экономическую политику, прежде чем они смогут выступать как единый заемщик. Шойбле также добавил, что в долгосрочном плане он приветствовал бы такое объединение.

Однако большинство в правоцентристской коалиции Меркель выступает против этого. Многие высказывают опасения, что введение еврообязательств вызовет политические противоречия на севере Европы, если избиратели будут чувствовать, что они финансируют щедрые траты властей южных стран с менее эффективной экономикой, пишет The Wall Street Journal. По словам главного экономиста Deutsche Bank Томаса Майера, очень трудно иметь общие обязательства без политического союза; в Европе может возникнуть своя «чайная партия», на манер американской, которая подхватит лозунг «нет налогообложения без парламентского представительства».

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться