С помощью мнимого компромисса по поводу увеличения долгового потолка Конгресс и президент проложили дорогу к еще более высоким объемам федеральных расходов. Хотя стране удалось избежать травмы введения ограничений на дальнейшие заимствования, риск действительного дефолта существовал только в головах вашингтонских политиков. Суть кризиса никогда не была в долговом потолке. Кризис — это сами долги. Экономический Армагеддон не случился бы из-за невозможности поднять долговой потолок, — он произойдет именно потому, что нам удалось его поднять. Я прогнозировал такой ход развития событий здесь 9 июля.
Соглашение по долговым проблемам США – это фикция
Обе партии теперь делают вид, что обещанные сокращения расходов перевешивают увеличение долгового потолка. Но 900 млрд долларов запланированных сокращений распределены на десять лет вперед и большая их часть приходится на конец этого периода. Есть еще дополнительные 1,4 трлн долларов сокращений, которые предположительно должен распределить двухпартийный бюджетный комитет. Но комитетам с такими же полномочиями в прошлом почти никогда не удавалось добиться результатов.
Еще более важно то, что все эти «сокращения» не обладают силой закона. У будущих Конгрессов есть достаточно времени для того, чтобы обратить вспять все то, о чем с таким трудом была достигнута договоренность за последние несколько недель. Я думаю, что вновь заметная экономическая слабость послужит поводом для прекращения действия этих сокращений. К тому же большая часть сокращений была запланирована еще до момента достижения соглашения. Так что же мы на самом деле получили?
Бюджетный офис Конгресса на данный момент прогнозирует, что 9,5 трлн долларов новых долгов будет эмитировано в следующие десять лет. Даже если все сокращения включенные в соглашение, будут произведены, что очень маловероятно, к 2021 году тем не менее будет накоплено еще 7,1 трлн долларов долгов. Наши проблемы совсем не решены.
По сути структура, которая была сегодня объявлена позволяет обеим партиям говорить о реформах без необходимости что-то в действительности менять. Подчеркнем, что соглашение подразумевает менее $25 млрд немедленных сокращений! В масштабах бюджета размером в 3,8 трлн долларов это меньше чем ошибка округления. Это просто политика.
Но даже эти оценки основаны на розовых экономических допущениях, которые вряд ли станут реальностью. Например, на текущий финансовый год, Вашингтон оценивает рост ВВП в 4%. Но реальный рост за первое полугодие 2011 года составил менее 1%! Если наше правительство переоценивает темпы роста текущего года в 4 раза, насколько точными могут быть его прогнозы на десять лет вперед? Более честная оценка экономической ситуации показатели покажет, что будущие бюджетные дефициты выйдут из-под контроля.
Кто-то скажет, что главной целью соглашения было избежать страшного снижения кредитного рейтинга. К сожалению, соглашение не решает ни одной из проблем, которые так тревожат рейтинговые агентства. Если они не смогут довести до логического конца свои предупреждения о понижении рейтинга, рейтинговые агентства потеряют все остатки доверия к ним. По политическим причинам понижения могут не наступить сразу, но они неизбежны. Но как это случалось так часто в прошлом, ко времени объявления запоздалых понижений рынок, скорее всего, уже вынесет свой приговор.
Долговой потолок — это просто добровольное ограничение размера заимствований США. Поскольку Конгресс может голосовать за увеличение этого лимита, его существование всегда оставалось скорее политическим раздражителем, чем фактическим барьером. Важно не то, сколько мы позволяем себе брать взаймы, но то, сколько наши кредиторы готовы нам предоставить. Такой тип потолка не может быть поднят на основании акта конгресса. Когда наши кредиторы сделают вывод, что объем их займов превзошел пределы наших возможностей к погашению, они будут очень неохотно предоставлять дополнительные деньги. По мере того как подходит срок погашения триллионов в краткосрочных казначейских облигаций, тающий пул покупателей будет требовать более высокую норму прибыли, чтобы компенсировать риск. Но наше правительство не в состоянии позволить себе более высокие ставки без уничтожения остального бюджета.
На прошлой неделе стало известно, что, несмотря на предупреждения Обамы о том, что дефолт наступит сразу же, если долговой потолок не будет поднят, администрация уже согласилась дать процентным платежам приоритетный статус, чтобы избежать дефолта. Такой льготный режим возможен только потому, что на данный момент процентные ставки настолько низки, что обслуживание долга занимает лишь около 10% от общей выручки федерального правительства. Когда пул кредиторов испарится, размер процентных платежей сможет быстро подскочить до более 50% федеральных доходов. К тому же повышение ставок загонит экономику в рецессию, что приведет к существенному снижению доходов — а выплаты по долгам будут только расти.
В тот момент приоритетный статус процентных платежей будет означать глубокие сокращения остальной части федерального бюджета — в том числе пенсионного и медицинского страхования, а также расходов на армию. В этой связи возникает вопрос: захотят ли американские политики принять удар, источником которого будет предпочтительное обращение с иностранными кредиторами за счет платежей для американских избирателей?
Я ожидаю, что как только наши кредиторы решат, что они больше не готовы давать взаймы по таким дешевым процентным ставкам, мы откажемся возвращать им то, что они уже нам одолжили.
Инфляция, помимо дефолта и глобальных сокращений внутренних расходов, дает правительству единственное средство борьбы с этим тяжелым кризисом. Из-за своей политической приемлемости инфляция является наиболее вероятным выбором. Когда мы вступим на этот путь, мы получим риск превращения высокой инфляции в гиперинфляцию, которая разрушит то, что еще остается от нашей экономики. Так что, несмотря на то, что наши вожди поздравляют себя со спасением страны, в действительности они сделали еще один шаг к трагическому концу.
Комментарии