Украина сможет пережить дефолт США
Американская империя в тупике
Весь мир замер в ожидании следующего вторника, когда президент США Барак Обама и конгресс найдут компромисс относительно повышения планки госдолга. Второе августа уже окрестили судным днем, когда США может объявить дефолт, что положит начало новой финансовой эры. При этом масштабы очередного толчка кризиса могут быть разрушительнее великой депрессии 30-х годов. Эксперты из США рассказали «МФ», что фактически американская экономика неплатежеспособна, однако, шансы заявления об официальном банкротстве минимальны. Банкиры и аналитики уверены, что пока альтернативы «зеленому» нет, поэтому доллар останется мировой резервной валютой и в случае банкротства США. Хотя, рекомендуют держать сбережения в других валютах.
В начале недели Барак Обама выступил с обращением к нации, отметив, что последствия дефолта могут быть катастрофическими для всего мира. Еще в мае долг американцев достиг установленного конгрессом лимита – $14,3 трлн. Для погашения обязательств нужны новые заимствования, но превысить лимит Белый дом не может. Если в следующие 5 дней долговой потолок останется на прежнем уровне, то 2-го августа США вынуждены будут объявить технический дефолт. Для выхода из патовой ситуации демократы предлагают немедленно повысить долговую планку почти на $2,5 трлн и осуществить максимальные меры по сокращению расходов. Однако республиканцы не согласны с такими мерами, предлагая повышать лимит госдолга поэтапно и всего на $1 трлн.
Известный инвестбанкир из Нью-Йорка, управляющий директор Hudson World Advisors Грегори Грушко прояснил ситуацию и рассказал «Минфину» о реальных настроениях, которые сейчас превалируют в США. «Wall Street продолжает свой «пир во время чумы», потому что для них «вся наша жизнь — игра!». А у серьезных американских экономистов настроения очень грустные. Если говорить реально, то США — банкроты», — сообщил он «МФ». — Долгов все больше и больше, и нет никакого представления, как их погасить или, хотя бы реально уменьшить». Господин Грушко отметил, что за пределами США все знают, что «император голый». «Но американских политиков интересуют только очередные выборы и настроения избирателей внутри страны, — сетует банкир. — А основная масса населения в США мало интересуется и понимает то, что происходит. Они реагируют только на 30 секундные клипы с политиками, которые транслируются между реалити-шоу».
При этом Грегори Грушко утверждает, что шансы официального объявления дефолта США мизерны. «Но, не это важно, так как всем и так ясно, что дефолт, или не дефолт, а пропасть перед нами ужасная и никто не идет на какой-либо разумный компромисс. Республиканцы в конгрессе разбалованы Обамой: во всех предыдущих схватках он говорил о принципах, а затем во имя «компромисса» сдавал свои позиции, — отметил он.
С ним согласен первый зампредправления банка «Контракт» Павел Крапивин, так как дефолт США означал бы окончание эры доллара как международной расчетной, резервной валюты и средства накопления. «США получает слишком много преференций, имея монополию на эмиссию мировой валюты, чтобы поставить обслуживание своих долгов под сомнение», — сказал он «МФ». Руководитель отдела стратегии OTP Bank Евгений Зиновьев прогнозирует, что компромисс будет найден с вероятностью 98%. «Доллар является резервной валютой, и в настоящий момент ни одна денежная единица не может занять его место. А в случае, дефолта, ряд стран, разместивших свои международные резервы в облигации США, в частности Китай, будут всячески поддерживать доллар с целью смягчения последствий дефолта», — считает господин Зиновьев.
При этом банкиры считают, что происходящие события в США могут скрывать под собой цели связанные со спекуляциями на валютном рынке. «Например, за счет возникших колебаний на валютном рынке можно получить дополнительную доходность», — объяснил казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий. А Евгений Зиновьев из OTP Bank вовсе не исключает, что технический дефолт США является ни чем иным как политическим шантажом Барака Обамы. «Повышение лимита госдолга является чисто формальным процессом», — сказал он.
В случае же, если США объявит о банкротстве, то в первую очередь пострадают европейские страны, однако под еще большим ударом окажутся страны Юго-Восточной Азии. «Никому не выгодна нестабильность. Соответственно все заинтересованные стороны будут делать все, чтобы резких колебаний на финансовых рынках не произошло. А укрепление евро не выгодно, в первую очередь, странам еврозоны», — говорит господин Крапивин. При этом, по словам члена совета директоров ИК ConcordeCapitalГригория Пелеха, большой капитал уже страхуется на случай дефолта. «Однако, по факту, все равно движение будет сильным и самое главное, что это событие вызовет кризис доверия. Что за ним последует — сейчас не возьмется сказать никто», — рассказал он «МФ». Президент АУБ Александр Сугоняко также прогнозирует, что технический дефолт, даже краткосрочный, повлечет проседание доверия к США. «Соответственно, цена доллара по отношению к другим мировым валютам упадет», — подчеркнул он.
Так, Василий Невмержицкий также отмечает, что рынок уже сейчас реагирует на заявления США. «Отмечается рост цены на золото, что свидетельствует об оттоке инвестиций из долларовых активов. Между тем, вполне вероятно, что непоправимых трансформаций в мировой экономике не случится», — утверждает он.
Действительно, вчера цены на золото обновили исторический максимум в шестой раз за две недели на фоне перспективы дефолта США. В среду золото торговалось на уровне 1.621,49$ за тройскую унцию по сравнению с 1.618,80$ на закрытие торгов во вторник, ранее достигнув абсолютного рекорда 1.625,24$ за унцию. В тоже время, доллар упал до минимума трех месяцев к валютной корзине.
По банковской системе Украины и бизнесу возможный дефолт США ударит не сразу, считает Александр Сугоняко. «В данном случае негативные процессы будут исходить не через банковскую систему, а через наши государственные долги и их обслуживание. Чтобы уменьшить влияния будущего кризиса, Украине нужно уменьшать долги, но этого не происходит. Сейчас долг достиг исторического максимума 479, 8 млрд. грн», — сказал банкир.
Елена Белан из ИК Dragon Capital уверена, что банкротство в США подорвет доверие международных инвесторов и негативно повлияет на состояние международных кредитных рынков. «У правительства Украины и частных компаний станет меньше возможностей привлекать заемные средства за рубежом. Это может достаточно сильно повлиять на состояние платежного баланса страны и, соответственно, на валютный рынок». При этом госпожа Белан считает, что неплатежеспособность США на Украину сильно не повлияет. «Если доступ к внешним рынкам заемных средств будет ограничен недолго – в течение месяца, двух, то золотовалютных резервов НБУ будет достаточно, чтобы сохранить стабильность на валютном рынке, и украинская экономика сильно не пострадает», — заверила «МФ» она.
Однако эксперты также не исключают, что при наихудшем развитии событий в США, НБУ не сможет противостоять девальвационному давлению на гривну. В то же время, Александр Сугоняко напомнил «МФ», что около $60 млрд находится на руках украинцев, по которым в первую очередь ударит колебание курса и нестабильность экономики США. «Если бы мы были более умными, то в момент предсказуемого обесценивания доллара продали бы его, а на эти деньги купили золото. Это нужно было делать еще года 4-5 назад», — возмущается он.
Грегори Грушко уверен, что меньше всего потеряют те, кто держит свои деньги в твердых валютах на депозитах в западных банках, которые функционировали и в самых тяжелых условиях 2008-2009 гг. «Те, у кого размер сбережений позволяет диверсифицировать свои сбережения, должны строить свои системы, полагаясь не на рецепты которые подходят «для всех», а реально обдумывая свои планы, цели и возможности», — говорит заокеанский банкир.
Наиболее безопасными валютами, которые сейчас помогут сохранить личный капитал, эксперты считают китайский юань, сингапурский и австралийский доллар, а также швейцарский франк, российский рубль, и нашу украинскую гривну. А также драгметалл: золото и серебро. Со своей стороны, господин Крапивин предупреждает, что сейчас сложилась такая парадоксальная ситуация, что говорить о стабильности той или иной валюты крайне сложно. «Например, тот же китайский юань находится под давлением и пристальным вниманием МВФ с одной стороны и правительства Китая с другой. Соответственно его курс есть не результат экономических реалий, а результат политических компромиссов», — предостерег он.
Петр Шевченко, Марк Поллок
Комментарии - 6