Минфин - Курсы валют Украины

Установить
18 июля 2011, 18:40 Читати українською

«Булгарию» поднимут сегодня или завтра

Затонувшую «Булгарию» поднимут сегодня, если удастся завести металлические спасательные «полотенца» под «Булгарию» до захода солнца. В противном случае спасательная операция возобновится в пять утра 19 июля.

«Булгарию» поднимут сегодня или завтра
Фото с сайта bfm.ru

Дизель-электроход «Булгария» в ближайшее время будет поднят со дна Куйбышевского водохранилища. Как сообщили BFM.ru на горячей линии МЧС, «если обстоятельства и погодные условия позволят, судно будет поднято сегодня до наступления темноты». Для того, чтобы успеть уложиться в эти сроки специалисты должны будут успеть завести металлические спасательные «полотенца» под «Булгарию» до захода солнца.

Однако, в случае, если сделать это не удастся, операция по поднятию затонувшего корабля продолжится во вторник, 19 июля, в 5 часов утра. Операция по подъему судна — самый популярный запрос дня поисковой системы Google.

Впрочем, существует и более пессимистичный сценарий развития событий, согласно которому, по словам заместителя министра транспорта Виктора Олерского, подъем судна может затянуться на несколько дней.

Напомним, двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. На судне находились 208 человек. Спастись удалось лишь 79. Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной. МВД по Татарстану объявило, что следствие считает техническую неисправность главной причиной катастрофы.

Накануне «Булгарию» практически удалось поставить на ровный киль, крен судна и составлял 10-15 градусов. При помощи специальных кранов судно постепенно поднимали с правого борта. Работу периодически приостанавливали, чтобы под воду могли спуститься водолазы и осмотреть корабль. Но к вечеру операцию пришлось прервать из-за того, что один из тросов, с помощью которого производилось выравнивание «Булгарии», оборвался. «Мы могли начать поднимать судно в том положении, в котором оно сейчас, но все-таки решили его выпрямить, поставить на ровный киль», — сказал сегодня Олерский.

Подготовка к операции по подъему стартовала еще в начале минувшей недели. На берег Куйбышевского водохранилища доставлено специальное оборудование — на случай разлива топлива при подъеме судна. Всего в операции принимают участие более 800 человек, среди которых около полусотни водолазов. Задействовано около 200 единиц техники, включая 17 воздушных средств, 23 речных судна, а также 3 дельтаплана.

Параллельно с поднятием «Булгаррии» продолжается поиск 15 человек, судьба которых остается неизвестной. Как сообщил руководитель пресс-службы МЧС Татарстана Андрей Родыгин, зона поиска пропавших без вести увеличена до 200 км, в поисках участвуют 400 человек.

«Петра Алабина» задержали

После крушения «Булгарии» в России приостановлена эксплуатация судов того же типа, что и затонувший дизелеход. Данная мера, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, будет действовать до выяснения причин трагедии. В настоящее время в стране остались еще четыре действующих брата «Булгарии»: «Михаил Лермонтов», «Римский-Корсаков», «Петр Алабин» и «Композитор Глазунов». Эти судна, согласно указанию президента Дмитрия Медведева и, соответственно, распоряжению Ространснадзора, ожидает проверка.

При этом прокуратура уже возбудила уголовное дело статье «самоуправство» по факту самовольного ухода из порта дизельэлектрохода «Петр Алабин». Изначально он был задержан в казанском порту вскоре после катастрофы 10 июля. Как оказалось, двойник «Булгарии» вышел в рейс с неисправной радиолокационной станцией, а также без свидетельства об испытаниях детских спасательных жилетов. Более того, прокуратура обнаружила ложные данные о дате постройки судна в свидетельстве о праве собственности. По документам, судно было построено в 1995 году, а в действительности — на сорок лет раньше. Однако, не дождавшись окончания проверки и вопреки всем правилам, теплоход покинул порт. Позже его задержали в Самаре.

Большая часть речных судов должна быть списана, на новые денег нет

В целом же перспективы речного флота выглядят более чем пессимистично. Так, по прогнозам аналитиков, 90% судов должны быть списаны в ближайшие 10 лет. Как отмечает Виктор Олерский, приобретение новых кораблей потребует очень больших затрат.

Немаловажное значение имеет период окупаемости судна — ведь если транспортный речной флот работает около семи месяцев в году, то пассажирский всего 3-5 месяцев. По мнению Олерского, учитывая дороговизну новых судов, такой теплоход, как затонувшая «Булгария», может стоить от 40 до 70 млн долларов.

По словам директора по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрея Смолина, суда речного флота, которые сейчас используются, были построены до 90-х годов. Тогда заказчиками выступали пароходства совместно с государством, при этом государство финансировало половину стоимости судна.

Смолин считает, что для сохранения отрасли нужна государственная поддержка — к примеру, создание государственно-частных партнерств. Также стимулом к новому судостроению могут послужить налоговые послабления.

Несчастье помогло

Между тем, эксперты говорят и о финансовой стороне подъема «Булгарии». Очевидно, что масштабные мероприятия, связанные с этой операцией — дело весьма дорогостоящее. Шеф-редактор ИА «Транспорт сегодня» Андрей Щетинин рассказал BFM.ru, что в данной ситуации довольно сложно говорить об объемах средств, потраченных на спасательную операцию. «Думаю, никто этих цифр не назовет. Даже если у Левитина [министр транспорта — BFM.ru] спросить, он и сам не ответит, так как не знает. И взять порядок этих цифр, по сути, неоткуда — подобных прецедентов затопления речных судов в современной России я не помню. Хотя понятно, что речь идет о внушительной сумме», — сказал эксперт.

По словам Щетинина, все расходы, связанные с трагедией «Булгарии», полностью лягут на плечи государства, поскольку до конца так и не понятно было ли застраховано судно. «У компании-владельца не было лицензии на перевозку пассажиров, и в реестре туроператоров она не значится. Вообще так сложилось, что пока не происходит никаких ЧП, компании предпочитают не разглашать информацию о том, как и на какую сумму они страхуют суда. Ведь закона об обязательном страховании у нас пока нет, он на рассмотрении в Госдуме и прошел только первое чтение. Второе запланировано на осень», — пояснил Щетинин.

Стоит отметить, что после крушения «Булгарии» на различных уровнях стал обсуждаться вопрос о том, что законопроект об обязательной гражданской ответственности перевозчиков должен быть принят в кратчайшие сроки. Согласно этому документу, в частности, должно быть введено обязательное страхование защиты интересов пассажиров на всех видах транспорта, кроме такси, а размер страховых выплат должен составлять не менее 2 млн рублей.

При этом согласно результатам опроса, проведенного Центром стратегических исследований «Росгосстраха», размер денежного возмещения семье погибшего, которое россияне считают справедливым, снижается год от года. Так, если в 2008 году наши соотечественники оценивали «стоимость» своей жизни в 4 млн рублей, в 2009 году этот показатель находился на уровне 3,9 млн рублей, а в 2010-м снизился до 3,1 млн рублей. Пока же правительство выплатит семьям погибших на «Булгарии» по 1 млн рублей. На сегодняшний день уже выплачено 24,6 млн рублей.

Для сравнения: в США выплаты в подобных случаях могут составить от 2 млн долларов, в Германии и Франции — приблизительно 1 млн долларов, в Испании — 400 тысяч долларов.

Представители страховых компаний, опрошенных BFM.ru, уверены, что трагедия «Булгарии» ускорит процесс принятия закона об обязательном страховании. Первый заместитель директора компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров рассказал BFM.ru, что вопрос страхования пассажиров на сегодняшний день практически не регулируется. Он отметил, что проект закона об ответственности перевозчиков всех видов транспорта был разработан достаточно давно — около 2 лет назад. По его словам, этот документ мог бы позволить добиться того, что за безопасностью на рынке пассажирского транспорта будет наблюдать не только государство, но и страховые компании, которые материально заинтересованы в том, чтобы транспорт был в полном порядке. В ином случае платить придется им самим.

 В целом же, по мнению Маркарова, трагедия «Булгарии» ускорит процесс принятие закона об обязательном страховании. «В принципе, в последнее время если что-то случается, то после этого уже начинают думать над принятием закона. Были пожары, и вот теперь разрабатывается законопроект о противопожарной ответственности. Был неурожай — теперь рассматривается закон о страховании с господдержкой. В случае с «Булгарией», конечно, совпадение трагическое, но принятие закона, надеюсь, ускорится», — сказал Маркаров.

Комментарии - 1

+
0
Lotos007
Lotos007
18 июля 2011, 18:49
#
В этой истории вспоминаются слова песни А.Розенбаума «Им же жить после нас, им же жить после нас… А как же жить после нас, да как же жить после нас...»

Погибших не вернуть. Погибших в мирное время.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться