Минфин - Курсы валют Украины

Установить
5 июля 2011, 11:10 Читати українською

Как украинцы будут жить после пенсионной реформы?

Что произойдет с Украиной и украинцами, когда Верховная Рада примет пенсионную реформу, — пишет Кристина Бердинских в №25 журнала Корреспондент от 1 июля 2011 года. 

Как украинцы будут жить после пенсионной реформы?
Фото с сайта lider-in-life.ru

Правительство начинает играть с огнем - в парламенте готовят ко второму чтению проект пенсионной реформы, предложенной Кабмином. Шансов на то, что пропрезидентское большинство сделает ее законом, который вступит в силу с 1 сентября нынешнего года, немало. А значит, украинцам придется ощутимо дольше трудиться. И никто им золотых гор на пенсии не обещает.

В первую очередь новации коснутся женщин - уйти на заслуженный отдых они смогут не в 55 лет, как сейчас, а в 60. Правда, введение этой нормы растянут на десять лет, ежегодно добавляя по шесть месяцев. Мужчинам, причем только госслужащим, возраст выхода на пенсию увеличат на два года, до 62 лет. Кроме того, власть предлагает увеличить на десять лет минимальный страховой стаж - время, в течение которого человек платил пенсионные взносы. Сильный пол должен будет это делать 35 лет, слабый - 30.

Самый тяжелый удар на себя примут не нынешние пенсионеры - этим почти 14 млн человек реформа даст даже прирост выплат, - а те, кто сегодня работает, то есть, по данным Госкомстата, примерно 20,2 млн сограждан. Неудивительно, что эта реформа, по данным социологов Центра Разумкова, крайне непопулярна в народе - ее не поддерживают 59,9% населения страны. Даже новый Налоговый кодекс украинцы оценивают более спокойно - его не одобряют 46,3%.

В первую очередь новации коснутся женщин — уйти на заслуженный отдых они смогут не в 55 лет, как сейчас, а в 60. Правда, введение этой нормы растянут на десять лет, ежегодно добавляя по шесть месяцев.

Но деваться правительству некуда. Во-первых, из года в год растет дефицит Пенсионного фонда (ПФ), покрывать который вынужден госбюджет. По словам Сергея Тигипко, вице-премьера и министра соцполитики, в прошлом году этот показатель вырос до 34 млрд грн. Для государственной финансовой системы это существенная нагрузка - около 10% расходной части госбюджета на этот год.

Во-вторых, нация стареет - растет доля людей нетрудоспособного возраста. Этот процесс отягощен тем, что 4,5-6,0 млн работающим украинцам зарплату платят в конвертах и пенсионных отчислений они не делают. А по состоянию на 1 мая в Украине количество граждан, которые платят страховые взносы - отчисления с зарплаты и доходов - в ПФ, обеспечивая деньгами пенсионеров, уже почти сравнялось с числом ушедших на заслуженный отдых: 14 млн против 13,8 млн.

К тому же на проведении пенсионной реформы настаивает Международный валютный фонд, не желая без этого продолжать кредитовать украинскую экономику.

Эффект от нововведений в правительстве обещают скорый. Тигипко в разговоре с Корреспондентом спрогнозировал, что как только новации введут, дефицит ПФ уже к концу года сократится до 17,8 млрд грн.

Реформа, по данным социологов Центра Разумкова, крайне непопулярна в народе — ее не поддерживают 59,9% населения страны.

Оппозиция же выступает категорически против пенсионной реформы. «Нам обещали шоковую терапию. Но это будет шок без терапии», - уверен Андрей Павловский, нардеп от БЮТ. Основные претензии, которые предъявляют властям оппоненты: реформа может снизить и без того невысокие выплаты для новых пенсионеров, при этом интересы 1% «отдыхающих» - бывших госчиновников высшего уровня, получающих сегодня более 10 тыс. грн. в месяц, - скорее всего, не затронут.

Главный же просчет Кабмина состоит в том, что эти новшества не улучшат жизнь будущих пенсионеров, уверены эксперты, пока работодатели платят зарплаты в конвертах и часть экономики находится в тени. А добиться прозрачности в данной сфере сложнее, чем принять один закон, - тут нужны комплексные изменения, над которыми правительство пока лишь думает.

Полный перерасчет

От пенсионной реформы Кабмин ждет многого. По прогнозам Тигипко, если удастся поднять пенсионный возраст для женщин и мужчин-госслужащих, ежегодно количество работающих будет расти на 180 тыс. человек. Таким образом можно изменить баланс между работающими и пенсионерами в пользу первых.

Сегодня по этому показателю Украина худшая страна в е вропе, если не считать постсоветского пространства. На берегах Днепра паритет — каждый человек трудоспособного возраста, из тех, кто платит в ПФ, кормит одного пенсионера. Из-за такого баланса кормит не слишком обильно: 61,7% лиц, достигших пенсионного возраста (8,5 млн из 13,8 млн), сегодня получают меньше 1 тыс. грн в месяц.

Ситуация могла бы быть легче, но ныне, если верить Госкомстату и данным Тигипко, примерно треть занятых людей вообще не платят в ПФ.

61,7% лиц достигших пенсионного возраста (8,5 млн из 13,8 млн), сегодня получают меньше 1тыс. грн в месяц. 

В стареющем же Старом Свете благодаря увеличению пенсионного возраста и полной прозрачности в вопросах зарплат число трудящихся граждан ощутимо превышает ушедших на отдых.

К примеру, в самых неблагополучных в этом плане Германии, Италии и Швеции пенсионеры составляют 30-33% от общего числа работающих. При этом немцы и шведы, вне зависимости от пола, уходят на покой в 65 лет, в Италии так же долго работают мужчины, а женщины уходят на покой на пять лет раньше.

Ирландия, Исландия и Словакия - наименее насыщенные пенсионерами страны Европы, здесь их менее 20%, - на фоне Украины выглядят и вовсе молодыми нациями. Хотя причины их молодости тривиальны: возраст выхода исландцев обоих полов на пенсию чрезвычайно высок - 67 лет, показатель ирландцев лишь на два года меньше.

Все это говорит о том, что у Украины с ее 60-летним пенсионным возрастом для мужчин и 55-летним для женщин есть значительные резервы для снижения доли пенсионеров. И недаром ставка сделана на украинок: они не только рано уходят на покой, но еще и живут на пенсии в среднем на десять лет дольше, чем дожившие до заслуженного отдыха мужчины - 24,9 года против 14,9 соответственно.

В своем законопроекте правительство не только хочет повысить дамам пенсионный возраст, но и придумал механизм, который будет стимулировать их как можно дольше работать уже после достижения 60 лет.

Причем если женщины по этому показателю укладываются в среднеевропейскую норму, то мужчины от нее сильно отстают: так же недолго после окончания трудового стажа живут лишь словаки и поляки. Даже исландцы, которые в сравнении с мужчинами из Украины, перерабатывают лишних семь лет, переживают их на пенсии в среднем на два года.

Кабмин пытается выжать из представительниц слабого пола все. В своем законопроекте правительство не только хочет повысить дамам пенсионный возраст, но и придумал механизм, который будет стимулировать их как можно дольше работать уже после достижения 60 лет. Ведь за каждые полгода такой «просрочки» женщина получит 2,5%-ю прибавку к пенсии, что за пять лет даст ей 25% прироста.

Увеличение пенсионного возраста и другие правительственные меры экономии обеспечат не только сокращение расходов ПФ, но и рост его доходов. По словам Тигипко, в первый год реализации реформы поступления на счета фонда вырастут на 2,5 млрд грн. по сравнению с нынешними 193,5 млрд. На второй год доходы увеличатся уже более чем на 5 млрд грн., а на третий - на все 9 млрд.

После покрытия дефицита бюджета ПФ - по прогнозам правительства это может произойти в 2013 году - в Украине планируют ввести накопительное пенсионное страхование. Его суть: часть взноса работника будет идти не в общий котел, а на его персональный счет.

После покрытия дефицита бюджета ПФ — по прогнозам правительства это может произойти в 2013 году — в Украине планируют ввести накопительное пенсионное страхование.

Согласно законопроекту, утвержденному парламентом в первом чтении, копить пенсию лично для себя смогут те, кто на момент введения системы будет не старше 35 лет. Размер взноса в первый год составит 2%, дальше он будет ежегодно увеличиваться на 1%, пока не достигнет отметки 7%.

Поначалу управлять этими деньгами будет ПФ. Но через два года после начала выплат будущие пенсионеры смогут по желанию отдать свои средства частным пенсионным фондам.

Это европейская практика. Например, в Польше есть аналог украинского Пенсионного фонда - ZUS, а также частные фонды - OFE. Суммарно каждый трудящийся должен заплатить 19,5% своего дохода в эти две составляющие, рассказывает Андрей Золотухин, управляющий директор украинской компании Dragon Asset Management, которая работает в сфере управления активами. Причем OFE разрешено поручать до 7,3% доходов.

По объему пенсионных денег Польша стала крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы. Польские OFE управляют 53 млрд евро, а добровольные фонды — еще 571 млн евро.

Более того, в Польше действуют добровольные фонды, занимающиеся инвестпроектами - вложениями в акции, недвижимость. Они помогают пенсионерам не просто сохранять деньги, но и приумножать их, и дотируют экономику. Правда, риски здесь выше и будущие пенсионеры сами решают, стоит ли сотрудничать с подобными структурами.

По объему пенсионных денег Польша стала крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы. Польские OFE управляют 53 млрд евро, а добровольные фонды - еще 571 млн евро. Причем эти деньги - «длинные», то есть клиенты отдают их в управление надолго. И попадают они именно в национальную экономику: закон запрещает пенсионным фондам инвестировать за рубеж более 5% активов и строго ограничивает количество этих иностранных инвестиций.

«Именно благодаря тому, что в стране много »длинных« денег, их экономика процветает, и они с легкостью прошли через кризис», - уверен Золотухин.

Старость не в радость

Несмотря на благие намерения власти и ориентацию в проведении болезненной для общества реформы на опыт Запада, у экспертов нынешний проект вызывает ряд замечаний.

Павел Розенко, бывший первый замминистра труда и соцполитики, уверен, что сокращение дефицита бюджета ПФ в первые годы обеспечат люди, которые уйдут на заслуженный отдых после 1 сентября.

Сегодня пенсию рассчитывают по формуле, в которой учтена средняя зарплата по Украине за год, средний коэффициент соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты, страховой стаж человека и прожиточный минимум. Причем каждый из этих пунктов - результат еще более сложных арифметических действий: например, под средней зарплатой работники ПФ понимают произведение средней зарплаты по отрасли и суммарного коэффициента зарплат за каждый месяц, разделенного на количество месяцев трудового стажа.

Теперь в расчет будут брать среднюю зарплату не за последний год работы, а за три последних года. В результате вместо 2 тыс. грн (показатель 2010 года) пенсионерам нынешнего года учтут 1,75 тыс. грн. 

В формуле поменялось немногое: теперь в расчет будут брать среднюю зарплату не за последний год работы, а за три последних года. В результате вместо 2 тыс. грн (показатель 2010 года) пенсионерам нынешнего года учтут 1,75 тыс. грн.

Благодаря этим новациям и увеличению страхового стажа новые пенсионеры станут получать ежемесячно в среднем на 200-250 грн. меньше, чем это было бы сейчас.

Еще одна скользкая тема - размер выплат для так называемых vip-пенсионеров. Эти люди - бывшие депутаты, госчиновники, судьи, прокуроры - каждый месяц получают от государства более 10 тыс. грн. В стране их лишь 14,6 тыс. человек — около 1% всех пенсионеров.

Но сэкономить на них, по подсчетам Григория Кабанченко, замглавы Национального форума профсоюзов, можно примерно 350 млн грн. ежегодно. Для этого нужно лишь принять законопроект правительства в том виде, в котором он сейчас предложен, - со снижением выплат этой категории максимум до десяти прожиточных минимумов, то есть примерно до 7,6 тыс. грн.

Однако эксперты уверены, что во время голосования нардепы, кровно заинтересованные в сохранении своего нынешнего статус-кво, эту норму провалят.

Еще одна скользкая тема — размер выплат для так называемых vip-пенсионеров.Эти люди — бывшие депутаты, госчиновники, судьи, прокуроры — каждый месяц получают от государства более 10 тыс. грн. В стране их лишь 14,6 тыс. человек -около 1% всех пенсионеров

Впрочем, в пенсионной истории есть не только неприятные детали, но и одна краеугольная проблема. Если власть будет лишь наращивать пенсионный возраст, не проводя другие реформы, даже накопительная система не даст положительного эффекта и не спасет от бедности будущих пенсионеров, уверен Кабанченко.

По его словам, сегодня в стране как минимум 4,6 млн работающих людей получают всю заработную плату в конвертах. Еще 3-4 млн официально трудятся за минимальную зарплату, а остальное работодатели платят налом. «У нас нет безработицы, у нас беззарплатица», - говорит эксперт.

Подобная практика приводит к колоссальным потерям для бюджета ПФ. И пока закон не будет стимулировать работодателей платить работникам деньги официально, считает Кабанченко, ситуация не изменится.

Увеличение отчислений во все социальные фонды, в том числе Пенсионный, за счет детенизации зарплат может составить 50 млрд грн

Правда, Тигипко пообещал Корреспонденту, что в сентябре Кабмин подаст в Раду законопроекты по легализации зарплат и рынка труда. «По нашим подсчетам, увеличение отчислений во все социальные фонды, в том числе Пенсионный, за счет детенизации зарплат может составить 50 млрд грн.», - говорит вице-премьер.

Однако веры Кабмину мало - по крайней мере среди оппозиции и профсоюзных деятелей. Поэтому в день принятия во втором чтении пенсионной реформы, последние планируют устроить под зданием Рады масштабную акцию протеста.

«Если правительство ничего не сделает для создания новых рабочих мест, уменьшения налогов для детенизации экономики, не ограничит расходы на власть и свой аппарат, оставит элитарные пенсии — это пенсионные нововведения, будет очередная псевдореформа», — уверен Кабанченко.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться