Глава российского МИД Сергей Лавров выступил с новыми заявлениями по ситуации в Ливии и Сирии на фоне решения президента Дмитрия Медведева стать посредником между противоборствующими сторонами ливийской революции. Стоит отметить, что слова главы внешнеполитического ведомства несколько отличаются от заявлений, сделанных самим президентом во время саммита «большой восьмерки».
В частности, Лавров в интервью категорично заявил, что Россия не участвует в переговорах о предоставлении ливийскому лидеру Муаммару Каддафи иммунитета или каких-либо гарантий, в то время как такие обсуждения ведутся. «Я могу сказать, не раскрывая слишком много секретов, что лидеры тех стран, которые могут оказать влияние на ход ситуации, активно обсуждают такие возможности», — заявил он.
Этому приводит в подтверждение этого также слова из интервью российского посланника в Ливию Михаила Маргеловым, который утверждал, что на G8 обсуждались самые разные перспективы для Каддафи: от тихой жизни простого бедуина в ливийской пустыне до участи Слободана Милошевича на скамье международных военных преступников в Гаагском трибунале.
Глава МИД РФ в нынешнем интервью отметил также, что Россия взяла на себя дипломатические усилия по урегулированию ливийского конфликта, а именно по снятию с Каддафи полномочий лидера Джамахирии и окончанию военных действий НАТО на территории Ливии.
Он особо подчеркнул, что на саммите «большой восьмерки» в Довиле президенты Франции и США Николя Саркози и Барак Обама обратились с просьбой к российскому президенту, чтобы тот нашел компромисс, на который согласились бы и коалиционные силы, и Африканский союз, и ливийские повстанцы.
По словам Лаврова, Медведев общался по телефону с президентом ЮАР Джейкобом Зумой до и после того, как тот летал в Триполи 30 мая. Он также отправил своего представителя Михаила Маргелова в Бенгази, где сконцентрированы силы оппозиции, для переговоров с повстанцами, и просил провести встречу как можно быстрее.
Любое принятое в итоге решение должно «быть приемлемо для всех ливийцев», сказал Лавров. «Я надеюсь, что объединенные усилия всех тех, кто хочет конца военных действий и начала создания новой Ливии, принесут плоды», — заключил он.
В то же время стоит отметить, что президент Медведев на саммите G8 не был так категоричен. Во-первых, по его словам, инициатива посредничества между конфликтующими сторонами исходила от него: «Мы обсуждали возможности России. Я предложил наши посреднические услуги в ходе моих консультаций с моими партнёрами по „восьмерке“. Все, в общем, считают, что это было бы небесполезно, тем более что мы эти консультации уже ведем».
Во-вторых, из слов Медведева следовало, что все страны G8, в том числе Россия, выступают за уход Каддафи, но только в случае добровольной отставки готовы обсуждать гарантии его безопасности и иммунитет.
«Что касается ухода нынешнего лидера ливийской революции, я имею в виду Каддафи, естественно, то, на мой взгляд, это не имеет существенного значения. Если он такое ответственное решение для себя примет, а это было бы полезно для страны и для ливийского народа, то тогда можно будет обсуждать, каким образом это можно сделать, какая страна его могла бы принять и на каких условиях, и что бы он мог сохранить, а что он должен потерять. Но в любом случае мировое сообщество сегодня не видит его в качестве руководителя Ливии, и это позиция не только „большой восьмерки“, но и всех африканских стран, которые сегодня присутствовали на дневных заседаниях», — цитирует слова президента пресс-служба Кремля.
Лавров пригрозил НАТО: Ливийские резолюции больше не пройдут
Лавров также подчеркнул в интервью Bloomberg, что операция НАТО, которая началась после принятия резолюции по Ливии Совбезом ООН, вышла далеко за пределы первоначально заявленной цели — создания над Ливией зоны, запретной для полетов авиации.
Глава МИД РФ отметил, что в связи с этим в будущем Россия будет требовать, чтобы мандаты ООН были более конкретными. «Если кто-либо захочет получить разрешение на использование силы ради достижения цели, разделяемой всеми нами, они должны будут конкретизировать в резолюции, кто именно собирается использовать силу, каковы условия этих обязательств и лимиты силовых методов», — уточнил Лавров.
В четверг на пресс-конференции в Москве после переговоров со своим болгарским коллегой Лавров вернулся к этой теме. По словам Лаврова, «все те, кто так или иначе задействованы в выполнении резолюций СБ по Ливии, должен проявить максимальную ответственность перед международным правом и перед ООН, и должен, конечно же, думать об авторитете СБ ООН», передает ИТАР-ТАСС.
«Иначе в следующий раз, не приведи Господь, что-то подобное потребуется, разговор будет другим», — предупредил глава МИД РФ. «Вы знаете, просто это уже ситуация, когда на слово никто верить не будет, что вот речь идет только о создании бесполетной зоны — и больше ни о чем», — подчеркнул Лавров.
США и их партнеры, включая Францию и Британию, приступили к военной операции по защите мирных граждан в Ливии 19 марта. НАТО получило командование от США 31 марта. 1 июня срок военной операции был продлен еще на 90 дней. При этом, как утверждает правительство Ливии, в ходе военных действий НАТО в Ливии были убиты 718 мирных жителей, еще 4067 были ранены, передает France Presse.
Лавров считает, что продление операции НАТО в Ливии еще на три месяца не будет способствовать урегулированию в этой стране, но признает, что силой заставить Запад выполнять резолюции СБ ООН по Ливии в соответствии с их «буквой» не представляется возможным, сообщает «Интерфакс». «Силой мы ничего сделать не можем», — заявил министр на пресс-конференции в Москве.
«Конечно, нужно искать пути скорейшего прекращения кровопролития и перевода ситуации в политическое русло с тем, чтобы можно было договариваться о тех принципах, на которых будет построена новая Ливия. Все понимают, что это будет новая Ливия», — подчеркнул Лавров.
По его словам, «едва ли этим усилиям помогает тот факт, что сразу после отъезда президента ЮАР Джекоба Зумы из Ливии возобновились бомбардировки, причем еще более интенсивные, чем обычно, в том числе по объектам, которые трудно вписать в рамки резолюции СБ ООН 1973». «И мы эти оценки высказываем нашим партнерам», — заявил глава МИД РФ.
Он отметил, что, «несмотря на те решения, которые НАТО принимает, есть члены альянса, весьма влиятельные, которые наши подходы разделяют, но которые внутри НАТО пока не имеют большинства и не встречают понимания».
Россия выступила против поддержки сирийских демонстрантов
Глава российского МИД Сергей Лавров предостерег в интервью Bloomberg США и Евросоюз от поддержки антиправительственных выступлений в Сирии. «Ни в чьи интересы не входит посылать сообщения оппозиции в Сирии или еще где-либо о том, что, если вы откажетесь от всех разумных предложений, мы придем и поможем вам, как сделали это в Ливии. Это очень опасная позиция», — заявил Лавров.
Россия выступает также против вмешательства Совбеза в проблемы Сирии, заявил Лавров. «Во-первых, ситуация (в Сирии) не представляет угрозы международному миру и безопасности. Во-вторых, Сирия — очень важная страна на Ближнем Востоке, и дестабилизация в Сирии вызовет последствия далеко за ее пределами», — объяснил позицию РФ Лавров.
В то же время Россия поддерживает необходимость перемен в Сирии и призывает президента Сирии Башара Асада выполнить обещанные им реформы. «Недавно он опубликовал проект новой конституции, объявил амнистию политическим заключенным, и я думаю, что это должно сгладить ситуацию», — считает Лавров.
Между тем, по данным правозащитников, за время беспорядков в Сирии, которые начались на волне революций в Тунисе, Египте и Ливии, правительственные силы уже убили более 1,1 тысячи человек и арестовали как минимум еще 10 тысяч. Власти утверждают, что протесты устраивают радикальные исламисты и иностранные провокаторы.
Медведев слишком многое ставит на карту, ввязываясь в ливийскую войну, считает Запад
Западная пресса не слишком рассчитывает на успех российского президента в качестве посредника в Ливии. Кроме того, она отмечает, что Медведев многое ставит на карту, в том числе свой имидж внутри страны и доверие второго члена тандема премьера Владимира Путина, пишет журнал Time.
В ближайшие месяцы Медведеву придется как-то убедить Путина позволить ему баллотироваться в 2012 году, полагает издание. А Путин неоднократно заявлял, что не желает иметь отношения к западной авантюре в Ливии. «Похоже, большинство россиян с Путиным согласно», — замечает обозреватель.
Немецкий эксперт Александр Рар отметил, что Россия, возможно, хочет застолбить за собой нефтяные активы в Ливии. «И все же участие Медведева в событиях в Ливии позволяет накануне выборов обвинить его в холуйстве перед Западом, а это, пожалуй, самое худшее из возможных оскорблений для российских лидеров», — цитирует статью InoPressa.
По мнению Шустера, шансы на успех российского посредничества невелики. «Каддафи поймет, что Россия не может играть никакой роли, кроме роли почтальона Запада», — сказал Рар. Но это не тот имидж, на который рассчитывает Медведев в контексте ливийского вопроса — да и предстоящих выборов у себя дома.
Аналогичные опасения по поводу рисков высказывал и нынешний посланник Медведева сенатор и дипломат Михаил Маргелов в апрельской статье «Арабский мир становится другим». В ней говорилось, что Россия имеет хорошие шансы на роль посредника в Ливии, но ей следует внимательно взвесить политические риски, утверждает Time. «У нас много дел внутри страны, скоро выборы», — написал Маргелов.
«Я стучу по дереву, но трудно предугадать, что будет», — сказал Маргелов во вторник в интервью журналу, когда готовился к отъезду. Впрочем, он не исключал, что посредничество России увенчается успехом: «Мы не сожгли мостов ни в отношениях с Каддафи, ни в отношениях с повстанцами. Это и есть чудесный товар, который мы можем выменивать на политическом рынке».
2 июня 2011, 16:30
Читати українською
Россия отказалась убирать Каддафи и занялась выдворением НАТО из Ливии
Источник:
NEWSru.com
Комментарии