Через пять лет с помощью интернет-банкинга украинцы смогут не только оплачивать счета, но и покупать ценные бумаги.
Банки заходят в интернет
По данным компании InMind, сегодня всемирной сетью пользуется 10,4 млн украинцев или 28% жителей страны в возрасте от 15 до 75 лет. Учитывая, что число пользователей интернета в Германии – около 70%, в Польше – 52%, аналитики видят в украинском сегменте интернета огромный потенциал роста.
«Сейчас интернет в Украине находится на пути социального интегрирования. То есть следующий этап – финансовый», — прогнозирует Кшиштоф Кужьбик, член правления по розничному бизнесу Банка Форум Commerzbank Group. Здесь банки стараются играть на опережение. В большинстве украинских финучреждений уже появилась услуга интернет-банкинга. В Банке Форум утверждают, что ежемесячно пользоваться это услугой начинают около десяти тысяч украинцев. «Но все новые пользователи делятся на активных, которые совершают платежи и денежные переводы, и пассивных, которые предпочитают просмотровые операции и одинокие платежи по счетам», — говорит Кужьбик.
В Укрсиббанке подсчитали, что в течение шести месяцев после внедрения интернет-банкинга, к услуге обратились 30 тысяч человек. «Также мы фиксируем существенный рост количества пользователей юридических лиц, число которых за прошлый год выросло более чем на 20% и приближается к отметке в 40 тыс. юрлиц и частных предпринимателей», — рассказывает Валерий Сероштан, начальник Департамента развития альтернативных каналов и поддержки продаж УкрСиббанка BNP Paribas Group.
Платежи на первом месте
Сегодня каждое финучреждение предлагает свой перечень услуг интернет-банкинга – от возможности перебрасывать деньги между открытыми счетами в одном банке до управления депозитами. «Функционал может быть разным. Пока на украинском рынке самыми востребованными операциями остаются денежные переводы и оплата различных услуг: коммунальные услуги, штрафы, оплата за обучение и мобильная связь», — говорит Анджей Олейник, директор по маркетингу и развитию продуктов Platinum Bank. К примеру, в ПУМБе популярным сервисом называют управление депозитами. «На данный момент более 15% депозитов, размещенных частными клиентами в банке, открывается с помощью ПУМБ-online. На втором «месте» – различные платежи и последнее — переводы средств», — рассказывает Ярослав Дорошенко, и. о. руководителя Департамента новых технологий и транзакционного бизнеса. Единственное, что пока не входит в список услуг украинских банков через интернет-услугу – это выдача кредитов, хотя получение беззалогового займа через Интернет в некоторых банках уже возможно.
«Для владельцев iPhone и iPad мы запустили отдельное приложение iPUMB», — рассказывает Дорошенко. Что неудивительно, ведь основная аудитория интернет-банкинга сегодня молодые люди от 27 до 35 лет, но потенциально ими могут стать все клиенты банка. «С точки зрения юридических лиц, особой разницы в портрете пользователя нет, физические лица – в основном мужчины с высокой занятостью, которые таким образом экономят время на обращениях в банк и поисках банкоматов», — говорит Сероштан.
Ваш пароль?
В финструктурах уверены, что количество пользователей можно увеличить в разы, если клиенты будут уверены в безопасности сервиса. Большинству сегодня комфортнее прийти в банк и проделать оплату тех же счетов с сотрудником банка, чем сделать это самому. Многих останавливает боязнь просто провести «неправильно» операцию, других распространенное компьютерное хакерство.
«Все денежные операции защищены стандартным паролем и одноразовым кодом, который клиент получает по смс. Безопасность гарантируется тем, что пароли действуют только один раз и работают несколько минут. Даже если клиент оставил браузер открытым и отошел от компьютера, скопированный кем-то пароль также уже не будет активным, так как он действует только на данный платеж и составлен в определенное время для конкретного компьютера», — объясняют в Platinum Bank.
В больших банках для физических и юридических лиц действуют разные уровни защиты. «Юридическим лицам мы предлагаем работать по следующей схеме: введение защищенных логина и пароля, подпись каждого платежа ответственным сотрудником компании, обладающим правом подписи, за счет наложения электронной цифровой подписи. Для дополнительной защиты можно подключить IP-фильтрацию. С марта мы вводим новое условие – при проведении платежа на сумму более 10 тыс. грн клиент будет подтверждать такой платеж единоразовым паролем (OTP)», — рассказывает Валерий Сероштан. Если клиент все-таки неправильно оформил платеж или не до конца разобрался со всеми уровнями защиты, всегда можно обратиться в контакт-центры, где в случае инцидента в течение одной минуты можно аннулировать логин и пароль.
В скором будущем банкиры обещают возможность проведения любой банковской операции, не выходя из дома или офиса. Помимо пополнения мобильных счетов и открытия депозитов, на украинском рынке вслед за западными тенденциями могут появиться такие сервисы, как подача отчетов и деклараций, продажа страховок, ценных бумаг и других форм вложений.
«Уже через пять лет у интернет-банкинга появится возможность перейти в полнофункциональный финансовый планировщик, который поможет клиентам управлять, сохранять и приумножать свои средства», — прогнозирует Кшиштоф Кужьбик.
Катерина Сыченко, финансовый портал «Минфин»
Комментарии - 6