Вступающие в силу с 1 января сразу два новых кодекса — Налоговый и Бюджетный, существенно видоизменили содержание и структуру главной финансовой сметы страны на будущий год. В отличие от бюджетных законов предыдущих лет, бюджет-2011, поданный правительством в парламент, выгодно отличается своим относительно небольшим объемом. Прежде всего, благодаря тому, что Кабмину не пришлось указывать, какие конкретно налоги и сборы относить к общему, а какие — к специальному фонду казны. Поскольку такое деление уже предусмотрено в Бюджетном кодексе. Существенно облегчило документ и отсутствие Стабилизационного фонда. Большинство его статей перекочевало в расходные статьи отдельных министерств и ведомств. Хотя здесь не обошлось без казусов. Например, расходы на откровенно лоббистский проект, придуманный еще правительством Юлии Тимошенко — госпрограмму «Хоккей Украины», в проекте бюджетного закона на будущий год всплыли в строках расходов Национального агентства по вопросам подготовки страны к Евро-2012.
Команда Николая Азарова напророчила стране процветание
Кроме того, Бюджетный кодекс обязал правительство одновременно с представлением проекта бюджета на будущий год подавать в парламент прогноз развития страны на последующие два года. Что и было в точности выполнено командой Николая Азарова, напророчившей стране светлое будущее. По расчетам правительства, в 2012-1013 гг. благодаря высокой инвестиционной активности, завершению реформ и присоединению к зоне свободной торговли с Евросоюзом темпы ВВП ежегодно будет расти на 6,5%. В 2012 г цены вырастут на 7,9%, а в 2013 инфляция притормозит до 6,2%. Сальдо внешнеторгового баланса благодаря интенсификации инвестиционного импорта все еще будет отрицательным и составит в 2012 г «минус» $3,9 млрд, а в 2013 г сократится до «минус» $3,6 млрд. По мнению исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, с учетом проведения в стране Евро-2012, прогнозируемые темпы экономического роста можно даже назвать несколько заниженными. «Думаю, по итогам 2013 года вполне можно будет достичь роста в 7-8% ВВП. Однако риском для выполнения этих прогнозов является не столько внешняя конъюнктура, сколько готовность власти к быстрым реформам. Если не завершить все преобразования до средины 2011 года, о стремительном приросте инвестиций и выходе экономики из тени можно забыть», — уверен г-н Устенко.
Важной политической новацией является вынесение в отдельную статью бюджета проблемы нецелевого расходования средств, поступающих от продажи Украиной единиц установленного количества выбросов парниковых газов по проектам в рамках Киотского протокола. Прошлое правительство использовало 300 млн. евро средств, перечисленных Японским банком развития за проданные Украиной квоты, на выплату пенсий. Затем, правда, средства были возвращены на спецсчета казначейства. Однако сегодня Генпрокуратурой по этому поводу против Юлии Тимошенко возбуждено уголовное дело. Чтобы история не повторялась, отдельной статьей в смете предусмотрено, что «киотские» деньги должны все время находиться на спецсчете в «Укрэксимбанке». Более того, средства должны быть доступны для проведения международного аудита и храниться в валюте (Кабмин Тимошенко сначала конвертировал средства в гривню, а затем снова в евро). А конвертация должна осуществляться только непосредственно перед использованием. Также Нацагентство экоинвестиций прямо обязали направлять деньги исключительно на господдержку мероприятий, направленных на уменьшение объемов выбросов парниковых газов, а также проекты по международному экологическому сотрудничеству. Остатки средств могут идти только на эти аналогичные программы в будущих годах.
Вняв нескольким решениям Конституционного суда о недопустимости внесения законом о бюджете изменений в другие законодательные акты, Минфин одновременно с бюджетным проектом внес на рассмотрение парламента отдельный законопроект с правками, что также убавило текста в основном документе. Ряд положений проекта закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и некоторые другие законодательные акты Украины» носят исключительно технический характер. Например, по тексту ряда документов ссылки на профильные налоговые законы заменены ссылками на Налоговый кодекс.
Одним из главных неприятных сюрпризов для АО станет обязательство об обязательном распределении в виде дивидендов не менее 30% чистой прибыли. В этом году Конституционный суд отменил соответствующее требование именно на том основании, что оно было зафиксировано только в бюджетном законе. В 2011 г у предприятий уже не будет такой зацепки, чтобы оспорить вредную для них норму.
Уготована ложка дегтя и для местных властей: законопроект о внесении изменений в земельное и строительное законодательство, поданный вместе с проектом бюджета-2011, обязывает продавать объекты незавершенного строительства исключительно на открытых аукционах. Тогда как сейчас порядок выкупа таких объектов с участками определяется местными властями или Кабмином (в зависимости от того, в чьей собственности находится это имущество). То есть может содержать лазейки для незаконного получения такого имущества.
Однако наиболее революционной новацией в упомянутом законопроекте является отмена большинства льгот для судейского корпуса. В частности, предлагается приостановить действие статей 129 и 130 закона «О судоустройстве и статусе судей» (принятым, к слову, в рамках судебной реформы летом 2010 года), которые касаются выплаты вознаграждений и предоставления отпуска служителям Фемиды. Этими статьями устанавливался целый ряд надбавок и премий для судей в зависимости от их стажа, статуса, вида суда, в котором он работает и других регалий. Приостановление действия этих статей вполне можно считать началом объявленной правительством пенсионной реформы в части сокращения VIP-пенсий. Поскольку пенсии судей, как и многих других специальных пенсионеров, напрямую привязаны к их окладам. По расчетам «ДС», заработная плата судьи, который обладает всеми возможными статусными преференциями, например, является главой Конституционного суда с доступом к гостайне, имеет выслугу более 35 лет и является доктором наук, с 1 января 2011 года должна составить чуть более 16 тыс. грн.
Но главные составляющие бюджетного закона, перекочевывающие из одного документа в другой, по-прежнему остались неизменными: возможность правительства распоряжаться финансовыми ресурсами казны в ручном режиме и множество лоббистских норм.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Мария Колесник, руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА»
Бюджет на будущий год закрепляет за правительством право дополнительно (к оговоренному в документе объему) привлечь путем выпуска ОВГЗ еще 5 млрд грн. для наполнения Аграрного фонда. Это будет уже вторая попытка Кабмина наполнить фонд, средства от которого должны быть направлены на закупку продовольствия у крестьян, что позволило бы правительству осуществлять полноценные интервенции, сдерживая подорожание зерна на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, удержало бы рост цен на продукцию смежных отраслей (хлеб, мясо, молоко). Что положительно сказалось бы на электоральных настроениях.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что у Кабинета Министров нет свободных ресурсов для формирования Аграрного фонда. В 2010 году средства наполнение этой статьи расходов через механизмы облигаций внутреннего займа на возвратной основе также закладывались в бюджете в аналогичном объеме. Однако правительству пока так и не удалось привлечь необходимого финансирования с рынка.
Поэтому, чтобы выполнить задачу по сдерживанию внутренних цен на такую социально чувствительную товарную группу как продукты питания, Кабмин ввел достаточно жесткое квотирование экспорта. Которое, конечно, поставило большинство «неприближенных» экспортеров в достаточно узкие рамки. Притом что цены на продукты питание и продовольственное сырье на мировых рынках сейчас идут вверх, и потенциальные заработки как экспортеров, так и аграриев-производителей могли бы быть существенными.
Не исключено, что и в 2011 г. украинскому правительству будет довольно проблематично разместить «продовольственные» ОВГЗ. В отличие от НДС-облигаций, которые практически гарантированно выкупаются банками, создать «принудительный» спрос на эти бумаги проблематично. Но если средства привлекут, то они будут израсходованы не только на наполнение Аграрного фонда.
Минфин в пояснительной записке фактически признает, что указанные деньги могут быть направлены в Агрофонд с целью создания государственной экспортной компании, вытеснения с рынка мелких посредников и транснациональных трейдеров и перераспределения их доходов между госоператором и бюджетом. Главным риском в таком случае может стать монополия этого оператора на экспортном направлении, что лишь усугубит критическое положение производителей сельскохозяйственной продукции.
Комментарии