Добровольное медицинское страхование становится нерентабельным, из-за чего большинство лидеров этого рынка начали сокращать долю медстрахования в своих портфелях.
Страховщики отказываются от медстрахования
Только каждый пятый страховщик из топ-20 игроков рынка добровольного медицинского страхования по итогам девяти месяцев 2010 года зафиксировал уровень выплат (соотношение суммы страховых выплат к объему собранных премий) ниже 60%. Тогда как три страховщика из двадцатки лидеров за январь-сентябрь выплатили больше страховых возмещений, чем смогли собрать премий.
Так, по данным журнала Insurance TOP, за девять месяцев этого года уровень выплат у компании «Аска» по добровольному медстрахованию (ДМС) достиг 122%, у СГ «ТАС» — 119%, у «Европейского страхового альянса» — 106%. Лидер этого рынка — компания «Провидна» — практически достигла стопроцентной отметки, а у целого ряда других страховщиков данный показатель превысил 70%-ный барьер, после которого этот вид страхования становится нерентабельным.
«Приведенная в журнале статистика не учитывает административные расходы страховщиков по ДМС и налоги. А если все учесть, то это увеличит уровень выплат этого вида еще на 30%. В итоге получается, что практически у всех лидеров рынка ДМС уровень выплат достигает 100%, а то и превышает эту черту», — утверждает заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
В результате лидеры рынка ДМС, которые активно развивали это направление в 2007-2009 годы, начали сокращать данный вид страхования в своих портфелях. Так, за девять месяцев 2010 года доля медстрахования в портфелях компаний «Провидна», «Уника», «Инго-Украина», СО «Ильичевское», «Аска», «Нова», СГ «ТАС», «Добробут» уменьшилась (по сравнению с аналогичным периодом 2009-го). «Мы видим постепенную смену лидеров на рынке добровольного медицинского страхования: старейшины этого вида услуг уходят с верхних позиций, вместо них на пьедестал рейтинга ДМС поднимаются новые компании», — отмечает Залетов. По его прогнозам, уже к концу года пятерка лидеров может выглядеть совсем по-другому.
Наиболее ярким стал уход из топа компании «Нефтегазстрах». Этот страховщик долгие годы был одним из лидеров рынка добровольного медстрахования. «Нефтегазстрах» в основном и специализировался на медстраховании. На конец 2009 года ДМС занимало в портфеле страховщика 80,6%, он был четвертым на рынке медстрахования по объему собранных премий и первый — по численности застрахованных граждан. Более свежих данных о компании нет. «К сожалению, нельзя сказать, какое место эта компания заняла в рейтинге за девять месяцев этого года, потому что она не участвовала в рейтинговании», — сообщил Александр Залетов.
Акционеры «Нефтегазстраха» в сентябре приняли решение сменить руководство компании и изменить стратегию ее развития. «Проект ДМС перестал интересовать акционеров, и поэтому я ушел вместе с костяком коллектива. Мы начали работать по этому проекту в другой компании», — сообщил экс-гендиректор «Нефтегазстраха» Александр Капшук. «Нефтегазстрах» стал первым за последние 4-5 лет крупным игроком рынка ДМС, который выходит из медстрахования.
Лидеры изменятся, ДМС — нет
Вместе с тем Александр Капшук намерен и дальше развивать дешевый вид ДМС среди населения страны (средний платеж в месяц 32 грн. при годовой страховой сумме 16 тыс. грн.), но уже в компании
«ОТЛ Страхование». Дешевое массовое ДМС — это как раз тот вид страхования, на который сегодня, по утверждению экспертов, спрос превышает предложение. «До сих пор этот вид страхования остается корпоративным, большинство страховщиков не возьмутся страховать клиентов-физлиц с улицы, их мало интересуют даже коллективы, где работает меньше 30 человек», — утверждает Александр Залетов.
Невыгодная розница
Нежелание большинства компаний оказывать услуги медицинского страхования «в розницу» вполне объяснимо, это дорогостоящий вид страхования, который может позволить себе далеко не каждый частный клиент. И если он на такой шаг решается, значит, ему очень нужно пролечиться за счет страховщика. «Этот вид страхования настолько убыточен, что дешевой качественная услуга быть не может. Для корпоративных, «оптовых» клиентов мы можем предложить скидки, а вот частным — вряд ли, ведь понятно, что человек готов заплатить 5-10 тыс. за страховку только в том случае, если уверен, что получит от страховой в итоге больше», — отмечает заместитель генерального директора компании «АСКА» Елена Машаро.
Поэтому, по ее словам, со сменой лидеров подход страховщиков к ДМС принципиально не изменится, большинство по-прежнему будет развивать корпоративное направление этого вида страхования. При этом при отсутствии общих стандартов качества ДМС каких-то граничных показателей убыточности, реальной реформы системы здравоохранения многие страховщики и в будущем продолжат демпинговать, чтобы захватить «чужих» VIP-клиентов, среди которых много торговых компаний и банков с иностранным капиталом.
Лидеры рынка добровольного медстрахования*
Страховщик | Сумма страховых платежей, млн. грн. | Удельный вес вида в портфеле страховщика, % | Сумма страховых выплат, млн. грн. | Уровень выплат, % |
«Провидна» | 72,1 | 22,2 | 71,9 | 99,7 |
«Уника» | 53,2 | 12,9 | 35,0 | 65,8 |
«Инго Украина» | 44,2 | 13,6 | 32,0 | 72,5 |
«ПЗУ Украина» | 37,6 | 18,6 | 26, 4 | 70,4 |
АХА | 30,6 | 5,7 | 20,5 | 67,2 |
СО «Ильичёвское» | 30,0 | 33,2 | 23,4 | 78,0 |
«Аска» | 21,1 | 9,7 | 25,8 | 122,0 |
«Дженерали Гарант» | 18,7 | 9,3 | 11,5 | 61,6 |
«Просто-страхование» | 15,8 | 12,7 | 8,3 | 52,7 |
УПСК | 15,1 | 4,9 | 2,8 | 18,3 |
*По итогам 9 месяцев 2010 года
Данные журнала Insurance TOP
Как рос рынок добровольного медстрахования
Годы | Страховые премии, млн. грн. | Страховые выплаты, млн. грн. | Уровень выплат, % |
2005 | 224 | 150 | 67 |
2006 | 344 | 220 | 64 |
2007 | 438 | 315 | 72 |
2008 | 727 | 465 | 64 |
2009 | 632 | 550 | 87 |
2010 | 824 | 700 | 85 |
Данные журнала Insurance TOP
Комментарии