Мировые финансовые рынки оживают. В I квартале 2010-го, по данным Ernst & Young, в мире было заключено 267 сделок IPO общей стоимостью $53,2 млрд, тогда как за соответствующий период прошлого года в результате 52 сделок привлекли всего $1,4 млрд.
Как привлечь капитал на развитие бизнеса в 2010 год
Но в отечественных компаниях инвестиционного ажиотажа пока не наблюдается: времена, когда наша страна была популярна среди иностранцев, прошли. «До кризиса инвесторы часто закрывали глаза на отсутствие у компаний аудита по МСФО и непрозрачную структуру собственности. Украина была очень популярна среди иностранных инвесторов, многие из них были готовы вкладывать в наши предприятия, не предъявляя к ним высоких требований», — рассказывает директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов.
Некоторые иностранные инвесторы, успевшие распродать украинские активы еще в 2007 — начале 2008-го, заработали сотни процентов прибыли. Но среди инвесторов немало и тех, кто потерял капитал на нашем рынке, причем не только из-за девальвации гривни. К примеру, фонду прямых инвестиций The Ukraine Opportunity Trust (UKRO) в прошлом году пришлось списать инвестиции в «Союз-Виктан» (первоначальный объем вложений — $7,5 млн) и Родовид Банк ($4,63 млн), уценить до номинала бумаги Надра Банка
(с $5,47 млн до $0,16 млн).
И все же иностранные инвестиции и кредиты сегодня фактически единственный существенный источник капитала для украинских компаний. О планах выйти на IPO с начала 2010 года заявили около десятка предприятий, среди которых: сахарный союз «Укррос», Галнафтогаз, группа «Авангард», холдинг «Агротон», Украинский Медиа Холдинг. Большинство отечественных предприятий готовятся к IPO в 2011 году. Но есть и компании, планирующие выпуск акций на зарубежной бирже в 2010-м. К примеру, группа компаний «Авангард» — украинский производитель яиц и продукции из них — вышла на IPO на Лондонской фондовой бирже в мае этого года. К IPO было предложено 20% акционерного капитала компании, капитализация предприятия составила $937,5 млн.
Примечательно, что к IPO в 2010-м в основном готовятся агропромышленные компании. Производители сахара «Дакор» и «Ленд Вест» недавно даже объединились и собираются провести размещение акций на Варшавской фондовой бирже. Сейчас иностранные инвесторы интересуются именно этой отраслью украинской экономики: считается, что аграрная промышленность в Украине — один из самых перспективных секторов. И пока выбор для портфельных инвестиций в наши агропредприятия невелик: на Варшавской фондовой бирже котируются бумаги Астарты и Кернела, на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи — акции компании «Укрпродукт Групп».
Впрочем, компаний, отложивших IPO до лучших времен, значительно больше, чем предприятий, готовых разместиться уже в 2010–2011 гг. Украинская алкогольная компания «Олимп» отложила размещение, которое было запланировано на 2011 год. По словам генерального директора компании Юлии Самойловой, в условиях кризиса было решено не расходовать средства на подготовку к IPO, а направить их на развитие производства.
Во-первых, эмитентам и инвесторам приходится учитывать конъюнктуру мирового рынка: на первый взгляд, кризис заканчивается, но в любой момент на финансовых рынках могут возникнуть очередные катаклизмы. Для украинской компании, готовящейся к IPO, это влечет за собой потерю капитализации: сумма размещения может оказаться ниже запланированной.
Во-вторых, выпустить еврооблигации или провести частное размещение акций проще и дешевле, чем выйти на IPO: подготовка к размещению бондов или к частному размещению для более-менее прозрачной компании может длиться три-четыре месяца. Подготовка к IPO займет как минимум полгода и обойдется дороже.
В-третьих, в Украине не так много компаний, готовых к публичности: после проведения IPO топ-менеджменту предприятия придется регулярно поддерживать связь с инвесторами и стараться избегать появления в прессе негативных новостей.
Основными площадками для размещения акций украинских компаний в ближайшие пару лет станут Варшавская фондовая биржа (WSE), альтернативная и основная площадки Лондонской фондовой биржи (AIM LSE и LSE), Франкфуртская биржа (FWB). Возможно, агропромышленные компании заинтересуются размещением на шведской бирже OMX: площадка специализируется на размещении акций агропредприятий.
Варшавская биржа, с которой подписали соглашения о сотрудничестве два украинских инвестбанка (BG Capital и Сократ), рассчитана на небольшие размещения — до $100 млн. Впрочем, расходы на подготовку к IPO как на WSE, так и на более крупных биржах практически одинаковые. Требования биржи к раскрытию информации эмитентов достаточно высокие и ничем не отличаются от требований, например, Лондонской биржи. Это значит, что перед размещением на площадке эмитенту придется пройти аудит по МСФО за последние три года и привести свою юридическую структуру в порядок, попутно отказавшись от непрофильных активов.
Примечательно, что расценки на услуги инвестиционных банков, занимающихся организацией выхода компаний на IPO, аудиторских компаний и юристов остались на прежнем уровне по сравнению с докризисными тарифами, а у некоторых структур даже выросли. В среднем IPO обойдется эмитенту от 2% до 7% суммы размещения. Чем крупнее IPO, тем меньший процент полученной от размещения суммы придется потратить компании на консультантов. По словам собственника компании «Авангард» Олега Бахматюка, ему пришлось выплатить консультантам (инвестбанкирам, аудиторам и пр.) 5% суммы размещения.
Частное дело
Прежде чем заявлять о планах выйти на IPO, бизнесменам рекомендуется при помощи профессионалов оценить текущую капитализацию компании и прикинуть, с каким пакетом акций они готовы расстаться. Продать на бирже 6% ценных бумаг за $10 млн уже не удастся, хотя еще два года назад это было вполне реально. Сегодня инвесторы на иностранных фондовых площадках готовы вкладывать только в высоколиквидные акции, а для обеспечения высокой ликвидности эмитенту придется выставить на торги достаточно большой пакет своих акций (от 10%). «Кроме того, инвесторы заинтересованы в крупных размещениях — на сумму от $50–70 млн. На той же LSE, к примеру, компании размещают как минимум $200 млн», — рассказывает Максим Нефьодов.
Поэтому, если компания невелика и ей требуется небольшая сумма инвестиций (до $50 млн), лучше провести частное размещение: продать акции небольшой группе зарубежных инвестиционных фондов. Как правило, в таком пуле участвуют до десяти инвесторов и все они достаточно хорошо знакомы с украинскими реалиями, поскольку инвестировали уже не в одну отечественную компанию.
Другой вариант — продать акции фонду прямых инвестиций (private equity fund). Но и в этом случае продать всего 10% акций будет достаточно проблематично, придется расстаться как минимум с 25%. А некоторые фонды могут потребовать даже контрольный пакет (такое требование к объектам инвестиций выдвигает, например, управляющая компания Advent International).
В конце прошлого года инвесткомпания «ТЕКТ» запустила private equity фонд для покупки отечественных активов, причем вкладчиками фонда выступили преимущественно украинские инвесторы. Однако найти подходящие для инвестиций компании оказалось не так просто. «Мы привлекаем средства инвесторов под конкретные проекты. Пока таких проектов нашлось только на 250 млн грн, хотя заявленная сумма фонда — 500 млн грн», — говорит генеральный директор ГК «ТЕКТ» Алексей Сухоруков. Как ни странно, даже в кризис, когда рыночная стоимость большинства компаний резко упала и многие предприятия имеют серьезные проблемы с ликвидностью и погашением долгов, бизнесмены зачастую запрашивают у инвесторов непомерно высокие цены за свои активы.
Сейчас осуществить инвестиции в украинские компании планируют больше десятка фондов прямых инвестиций, среди которых Advent International, SigmaBleyzer, Euroventures, Icon Private Equity, P&S Group, «Диалог Плюс». Требования фондов к отечественным структурам стандартные: компания — один из лидеров рынка в своем сегменте, имеет достаточно стабильные денежные потоки (хотя и может быть перегружена долговыми обязательствами), спрос на продукцию компании постоянен. В основном к таким компаниям относятся предприятия FMCG-сектора — на такие активы спрос со стороны фондов достаточно высок.
Главная цель фондов — развитие компании и перепродажа ее с прибылью через пять-семь лет стратегическому инвестору либо совладельцу предприятия. Поэтому бизнесмен должен быть готов к тому, что через определенный промежуток времени ему придется либо полностью продать актив, либо самостоятельно выкупить пакет акций у фонда, причем по достаточно высокой цене (приемлемая для фондов доходность от инвестиций — 25% годовых).
Долг платежом красен
Первопроходцем на рынке евробондов во время кризиса стал Укрэксимбанк. Спрос на бумаги со стороны инвесторов почти в девять раз превысил предложение при достаточно большом объеме эмиссии — $500 млн. В результате Укрэксимбанку удалось снизить купонный доход с первоначальных 8,5% годовых до 8,375%. После размещения стоимость бумаг Укрэксимбанка сразу выросла.
Впрочем, евробонды Укрэксимбанка во все времена пользовались спросом у инвесторов: финучреждение принадлежит государству, обслуживает корпоративный сегмент и госструктуры, риск дефолта эмитента невысок. Да и свои долги Укрэксимбанк всегда погашал исправно.
Вслед за госбанком в апреле 2010-го на международный долговой рынок вышел энергохолдинг ДТЭК: компания разместила пятилетние еврооблигации на сумму $500 млн с фиксированной купонной ставкой 9,5% годовых. Спрос превысил предложение в 1,5 раза.
О своих намерениях выйти на международные долговые рынки уже заявили несколько других украинских компаний. Среди них Метинвест (компания уже начала переговоры с инвесторами), ПриватБанк, Мегабанк и банк «Пивденный». Выпуск евробондов на сумму $1,3 млрд запланировал и украинский Минфин.
Спрос со стороны иностранных инвесторов на украинские долговые бумаги есть. Отечественные евробонды интересны тем, что ставка доходности по ним выше, чем на Западе (для большинства украинских компаний — минимум 8,5% годовых).
Еврооблигации в основном доступны крупным украинским компаниям с положительной кредитной историей. «Сейчас интерес инвесторов сосредоточен на крупных и высококачественных эмитентах, — говорит аналитик ИК Phoenix Capital Дмитрий Бородай. — Компания — эмитент долговых бумаг должна обладать сильными позициями на местном рынке, иметь хорошую кредитную историю, структуру бизнеса, понятную иностранному инвестору». Кстати, предпочтение инвесторы сейчас отдают экспортерам — у таких компаний ниже риск дефолта по еврооблигациям, чем у предприятий, получающих выручку в гривне.
Кредиты есть, но мало
Украинские банки только начинают возобновлять кредитование корпоративного сектора и пока осторожничают на этом рынке, предоставляя займы в основном своим постоянным клиентам.
Осенью прошлого года банкиры восстановили овердрафты, а в феврале–марте 2010-го начали выдавать залоговые микрокредиты, автокредиты, займы на покупку недвижимости и оборудования, а также кредиты на пополнение оборотных средств. Выделяют банки средства и на поддержку сельскохозяйственных предприятий (агрокредиты). По данным Простобанк Консалтинга, в первых числах мая кредитные программы для бизнеса имелись у 17 украинских банков из 180 действующих.
Средние ставки по гривневым кредитам для юридических лиц по-прежнему достаточно высокие — около 26,5–27% годовых. Самые дорогие займы — кредиты юрлицам на покупку нового или б/у автотранспорта — 27,62% годовых (здесь и далее данные на 04.05.2010). Займы на покупку недвижимости и оборудования обойдутся немного дешевле — 27,49% годовых, кредиты на пополнение оборотных средств — в 26,23% годовых. Самые дешевые — микрокредиты — 25,55% годовых.
Долларовые займы дешевле — в среднем до 20% годовых. Правда, получить их могут далеко не все: привлечь кредит в инвалюте может только предприятие, получающее валютную выручку.
Впрочем, восстановление валютного кредитования в Украине не за горами: по словам председателя правления ВТБ Банка Вадима Пушкарева, разблокирование валютного кредитования было одним из пожеланий банкиров, высказанных на встрече с первым вице-премьером Андреем Клюевым в середине апреля. Причем Кабмин эту просьбу официально поддержал.
Высокие ставки — не единственная преграда для получения кредита. Банки весьма избирательно подходят к новым заемщикам, тщательно оценивают их финансовое положение и риски, связанные с кредитованием. При этом для того, чтобы привлечь кредит, придется перевести часть денежных потоков в банк — таково условие большинства финструктур.
Есть у банков и отраслевые предпочтения. По словам банкиров, наименее рисковая категория заемщиков — госкомпании. Впрочем, их кредитование не останавливалось даже в разгар кризиса. Приоритетны для банков и те отрасли, которые в наименьшей степени пострадали от кризиса либо быстрее всего восстанавливаются. Наибольшие шансы на получение займа есть у компаний пищевого и агропромышленного секторов. Менее всего финансисты склонны доверять девелоперам, ретейлерам, автодилерам и различным финансовым компаниям, по которым кризис ударил сильнее всего.
До кризиса банки иногда кредитовали компании без залогов или под залог неких неликвидных товаров, а иногда даже будущих денежных потоков. Теперь без ликвидного залога никак. Причем залог в большинстве случаев оценивается в половину его рыночной стоимости, тогда как до кризиса засчитывали до 100% стоимости. Охотнее всего финучреждения выдают кредиты под залог государственных ценных бумаг, депозитов и гарантий крупнейших банков (в том числе государственных). Реже согласны брать в залог недвижимость и оборудование или целостные комплексы. В редких случаях банки кредитуют под залог сырья, готовой продукции или складских запасов.
Комментарии