Эксперты «DLa Piper Украина» считают: проектом Налогового кодекса предусматривается расширение и полномочий налоговых органов при администрировании НДС, и базы налогообложения.
Чем Кабмин компенсирует снижение ставки НДС
Новое правительство, еще не будучи у власти, много говорило о необходимости реформировать законодательство об НДС. В частности обещали существенно снизить ставку налога и повысить эффективность его администрирования. Были надежды, что под повышением эффективности администрирования подразумевается упрощение учета и отчетности. Оптимисты мечтали: чем черт не шутит — наступит если не разрешение проблемы с возмещением НДС, то хотя бы существенное улучшение.
И вот наконец-то он — долгожданный проект Налогового кодекса. Прочтение его, однако, оставляет довольно двойственное чувство. С одной стороны, задекларированное обещание о снижении ставки НДС вроде выполнено: с 20% до 17%. Впрочем, снижаться будет постепенно, по 1 % в год. И с 2015 года ставка опять вернется на прежний 20%-ный уровень. С другой стороны, как-то не верится, что правительство могло пойти на снижение ставки (даже временно) просто так, без подвоха. Ведь бюджет необходимо чем-то наполнять, особенно в нынешнее время. И действительно, уменьшенная ставка, похоже, «уравновесится» вполне банальным образом — расширением базы для начисления НДС, ужесточением процедуры администрирования.
Расширение базы налогообложения
По сути, правительство предлагает расширить базу обложения НДС. По проекту Кодекса база должна быть не ниже, чем затраты (таможенная стоимость) на приобретение реализуемых товаров. В действующей редакции закона об НДС база НДС привязана к контрактной стоимости, но не менее обычной (рыночной) цены товаров. Что же, НДС на сумму затрат на приобретение — явный фискальный «реверанс» в сторону налоговых органов, поскольку на практике доказать «необычность» цены им очень сложно. А с затратами на приобретение им (налоговым органам) будет куда проще. Под наибольший удар могут попасть ритейлеры, проводящие сезонные распродажи с большими скидками, равно как и все прочие, кто решится продать товар дешевле приобретения.
Ни для кого ни секрет, что у государства огромная задолженность по возмещению НДС перед экспортерами. Вопрос о том, как заставить остальных налогоплательщиков платить в бюджет больше, а требовать возмещения меньше, волновал и предыдущее правительство. Способ прошлым летом изобрели незамысловатый, и как часто у нас случается, незаконный: запретить налогоплательщикам уменьшать НДС-обязательство на налоговый кредит по налоговым накладным, полученным от поставщиков с запозданием на два и более месяца. Поскольку в то время консенсуса в парламенте не наблюдалось, оформили запрет целым рядом распоряжений, постановлений Кабмина и писем ГНАУ, которые грубо нарушали и ограничивали законные права налогоплательщиков. Об этом в свое время было много написано и сказано.
В этом году такое же ограничение попытались внести непосредственно в закон об НДС (многострадальный законопроект № 6337). К счастью налогоплательщиков, парламент не поддержал эту инициативу. И вот этот же запрет (только трехмесячный) теперь в проекте Налогового кодекса! Трехмесячное ограничение «срока действия» налоговых накладных существенно нивелирует эффект от уменьшения номинальной ставки НДС, поскольку фактическая ставка НДС увеличивается в разы.
За право НДС-регистрации придется побороться
Процедура бюджетного возмещения в положительную сторону существенно не изменилась. Пожалуй, напротив:
— увеличен срок, в течение которого налоговые органы обязаны провести проверку заявленного бюджетного возмещения, с 30 до 60 дней;
— вводятся дополнительные временные ограничение по бюджетному возмещению, не связанному с экспортом и созданием (приобретением) основных фондов. Такое возмещение налогоплательщик может потребовать только через 12 месяцев.
Такие новшества фактически увеличивают отток оборотных средств предприятия и сроки кредитования государства бизнесом.
Кодекс расширяет полномочия налоговых органов в сфере проведения выездных проверочных мероприятий при регистрации плательщиков НДС. Налоговики смогут наносить «дорегистрационные визиты» к налогоплательщикам с целью проверки их местонахождения, а также документации по операциям, которые дают право на регистрацию плательщиком НДС.
Подведем неутешительные итоги: если такая редакция Кодекса вступит в силу, то фактически заявленное снижение налоговой нагрузки по НДС не случится. Если быть точнее: цена временного снижения ставки НДС может оказаться слишком высокой для бизнеса. В худшем случае эффективная ставка налога даже увеличится. Остается надеяться, что благоразумие возобладает и проект будет изменен.
Комментарии