Какие инновации предлагает власть в сфере налогообложения благотворителей.
Благотворительность толкают в тень
По новым нормам проекта Налогового кодекса, с пожертвований компаний неприбыльным огранизациям предлагается взимать 25%-ный налог. Это приведет к существенному снижению благотворительных взносов. Ведь сегодня около 70% пожертвований делаются именно предприятиями.
Благотворительность не считается расходами
Самое существенное изменение в проекте Налогового кодекса заключается в том, что отменяется право предприятий включать в свои валовые расходы пожертвования неприбыльным организациям (таким как благотворительные фонды, а также бюджетным организациям: школам, больницам и др). Согласно законодательству, действующему сегодня (закон «О налогообложении прибыли предприятий»), от 2 до 5% облагаемой налогом прибыли, полученной предприятием за предыдущий год, разрешено относить к валовым расходам, если эти средства (денежные суммы, стоимость товаров, выполненных работ или оказанных услуг) переданы неприбыльным организациям.
«Теперь благотворители смогут перечислять средства только на счета Госказначейства», — комментирует новые правила налогообложения эксперт сети развития европейского права Александр Винников. Предприятиям разрешено относить на валовые расходы не больше 4% налогооблагаемой прибыли прошлого года, если средства переданы в госбюджет или бюджеты местного самоуправления. Впрочем, давно известно, что схему благотворительных отчислений многие госорганы используют для добровольно-принудительных поборов с компаний. Проблема в том, что предприятия никоим образом не смогут контролировать, как именно потратят их взносы в госбюджет.
Есть в проекте два исключения: до 10% налогооблагаемой прибыли прошлого года предприятие сможет отнести на валовые расходы, если сумма перечислена на охрану культурного наследия или производство фильмов и аудиопродукции.
Если новая норма вступит в силу, то все остальные благотворительные взносы, сделанные компаниями, будут облагаться 25%-ным налогом — таким же, как и прибыль. Многие компании предпочтут попросту не делать пожертвований или давать деньги на благотворительность «в конвертах».
Что касается налоговой нагрузки на частных благотворителей, то тут есть одно существенное позитивное изменение. В налоговую «скидку» на доходы граждан включаются их благотворительные взносы. Размер этих взносов не должен превышать 4% облагаемого налогом годового дохода. Плюсом для людей, которые хотят жертвовать небольшие суммы, является то, что отменяют «минимальный порог» пожертвований. Ведь по действующему закону, человек не может пожертвовать меньше, чем 2% годового дохода, если он хочет, чтобы эта сумма не облагалась налогом. При этом оставлена такая норма: налоговая «скидка» не может превышать размер дохода, полученного как заработная плата. Это ограничивает налоговые стимулы для лиц, получающих помимо зарплаты, и другие виды доходов.
Усиление контроля
Для благотворительных организаций в проекте закона прописано усиление контроля со стороны налоговой за целевым использованием благотворительных взносов. Так, ГНАУ получает право решать вопрос об исключении организаций из реестра неприбыльных организаций. А средства и имущество, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению по ставке 23%. Одной из немногих налоговых льгот в проекте Налогового кодекса стало освобождение от налога на не-движимость зданий, которые являются собственностью неприбыльных организаций или используются ими в благотворительных целях.
Как изменят новые нормы Налогового кодекса деятельность благотворительных фондов? В самих фондах комментировать оказались не готовы. По осторожным замечаниям ясно: сегодня в фондах ожидают, что будет принят специальный закон об альтернативной налоговой базе для пожертвований юридических лиц (возможность относить к валовым расходам до 5% прибыли прошлого года или 0,5% валовых доходов текущего года).
Благотворители подпишут меморандум
Сегодня руководители крупнейших благотворительных фондов подпишут «Меморандум благодійників України». Целью этой акции является поддержка двух законов, вносящих изменения в благотворительную сферу. Первый регулирует благотворительную деятельность в целом и в частности упрощает порядок создания благотворительных организаций и повышает требования к их отчетности. Во втором законопроекте предлагается уменьшить налоговое бремя для некоторых категорий благополучателей. В том числе снятие 15%-ного налога с помощи инвалидам I группы, детям-сиротам и детям без родительской опеки, а также с путевок на лечение и оздоровление на территории Украины.
Анатолий Заболотный, директор фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»:
Мы всегда поддерживаем инициативы, которые помогают сделать сферу нашей деятельности прогрессивной, открытой и эффективной. Прошло два года, и проект зарегистрирован в комитете Верховной Рады. Сейчас мы собираем «круг друзей», которые разделяют нашу цель: помощь должна доходить до благополучателя простыми путями и в полном объеме. На это и направлен законопроект. С 2005 года Ринат Ахметов осуществляет свою благотворительную деятельность через фонд, до этого долгие годы это была прямая благотворительность. Мы сталкивались с несовершенством существующего законодательства. Это и вопросы регистрации, и оказание целевой благотворительной помощи, и ее налогообложение. Последний такой пример — фонд оплатил лечение за рубежом опухоли головного мозга молодой киевлянке. Необходимая сумма — 170 тыс. грн, мы перечислили 200 тыс. грн, то есть 30 тыс. грн забрал налог на доходы физлиц. А ведь эти 30 тыс. могли бы спасти еще чью-то жизнь.
Виктория Чернявская, исполнительный директор Фонда Виктора Пинчука:
Внесение изменений в благотворительное законодательство приведет не к сокращению расходов благотворителей на благотворительность, а к увеличению числа получателей помощи. Выгода для государства очевидна: благотворители, опять же, возьмут на себя часть функций государства по обеспечению малоимущих слоев населения, чем улучшат сложившуюся ситуацию с недостаточным государственным покрытием помощью всех нуждающихся в ней.
По проекту нового Налогового кодекса хотелось бы отметить, что в нем определяются категории получателей, освобождающихся от подоходного налога, но
по-прежнему не уделено должного внимания образованию. Сейчас, если студент получает государственную стипендию, обучаясь в вузе, он не платит с нее подоходный налог. А если он является, например, стипендиатом частной благотворительной программы «Завтра.UA» и получает ежемесячную стипендию, сумма стипендии облагается подоходным налогом.
Как изменится налогообложение благотворительности
Действующая норма |
Проект Налогового кодекса КМУ 2010 |
|
Для благотворителей |
||
Возможность для юрлиц относить благотворительность к затратам |
При взносах в госбюджет или бюджеты местного самоуправления, а также неприбыльным организациям, в размере от 2% до 5 % облагаемой налогом прибыли, полученной предприятием за предыдущий год |
При взносах в госбюджет или бюджеты местного самоуправления в размере 4 % облагаемой налогом прибыли, полученной предприятием за предыдущий год |
Необлагаемые взносы физлиц благотворительным организациям |
«Минимальный порог» - 2% общего налогооблагаемого дохода |
Отменен |
«Максимальный порог» - 5% общего налогооблагаемого дохода, но не больше, чем сумма, полученная как зарплата |
«Максимальный порог» - 4% общего налогооблагаемого дохода, но не больше, чем сумма, полученная как зарплата |
|
Для благополучателей |
||
Сумма благотворительной помощи физлицам, которая освобождается от налогообложения |
140% ежемесячного прожиточного минимума |
140% ежемесячного прожиточного минимума |
Комментарии - 1