Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 июня 2010, 23:29 Читати українською

Чего ждать от встречи лидеров стран большой двадцатки в конце июня

Жаль лидеров стран большой двадцатки, которые во второй половине июня встретятся на саммите в Торонто, и не менее жаль этот канадский город, ведь ему придется потратить миллионы канадских долларов, чтобы отразить возможный жестокий натиск демонстрантов, как это уже не раз бывало, сообщает The Wall Street Journal.

Министры финансов, по крайней мере, самые сознательные из них уже начинают собираться на брифинги по поводу текущей экономической ситуации в мире. Остается пожелать им удачи и надеяться на то, что сквозь туман противоречивых отчетов им удастся рассмотреть истинные очертания проблемы.

Существует всеобщая договоренность, что финансовое фиаско Греции не стоит привязывать исключительно к этой «слишком маленькой для дефолта» стране. Дефицит банковских кредитов - достаточное доказательство того, что волны, образованные, греческим кризисом, способны опрокинуть суда даже крупных членов Еврозоны. Что уж говорить об остальных. Ведь банки, еще не оправившиеся от банкротства Lehman Brothers, снова отказывают друг другу в кредитах.

В понедельник рейтинговое агентство Moody's Investors Service понизило суверенный рейтинг Греции сразу на четыре ступени - до Ba1 с A3. Это означает, что долговые обязательства Афин приравнены к «бросовым» (junk bonds).

Снижение рейтинга Греции международным агентством Moody's сразу на 4 ступени, с «A3» до «Ba1», вызвало резкую критику руководства ЕС. Председатель Еврогруппы, премьер-министр Люксембурга Жанк-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) назвал снижение суверенного рейтинга Греции агентством абсолютно иррациональным.

Ранее действия агентства Moody's раскритиковал и комиссар Евросоюза по финансовым вопросам Олли Рен (Olli Rehn). Агентство выбрало «неудачный момент» для снижения рейтинга Греции, когда страна только начала принимать меры для стабилизации своего финансового сектора, подчеркнул он. Министерство финансов Греции также назвало необоснованным снижение рейтинга страны.

Ряд испанских банков столкнулся с кризисом ликвидности, поскольку иностранные кредиторы отказываются выдавать займы фининститутам страны. Такое заявление сделал сегодня государственный секретарь министерства финансов Испании Карлос Оканья. По словам чиновника, чтобы улучшить ситуацию, власти намерены ужесточить контроль над расходами бюджета, а также увеличить прозрачность реформ пенсионной, образовательной, трудовой сфер, а также здравоохранения.

Некоторые советники уверяют министров финансов, что ситуация под контролем. Греция ввела программу экономии, за ней ведется мониторинг, а соседи по Еврозоне будут вливать в экономику страны средства до тех пор, пока ее правительство контролирует дефицит бюджета. В качестве доказательства они ссылаются на сравнительно хорошие продажи госооблигаций Испании, Португалии, Италии и Ирландии. 

Другие утверждают обратное. Экономика Греции, говорят они, будет продолжать сжиматься в течение этого и следующего года, не находя должной поддержки со стороны соседей. Но к концу 2011 г. ей придется реструктурировать долг, который к тому моменту достигнет 100% ВВП. Банки-держатели греческих бумаг будут вынуждены принять на себя 30-проц риск убытков, что приведет к сокращению их активов, а следовательно и их способности выдавать кредиты, и Европа вернется к рецессии. Вот вам и второе дно, которого все так боятся. Что же до «успешных» облигаций, то Португалия получила заемные средства под 5,2%, что на 0,7 п.п. превышает прежнюю процентную ставку. Доходность испанских облигаций нового выпуска со сроком погашения через три года составляет 3,32%. Это на 2,5 п.п. выше доходности менее рискованных немецких бундов.

Премия за риск достойна не меньшего внимания, особенно если учесть, что она распространяется на облигации других стран. Всемирный банк подсчитал, что рост доходности облигаций на 1 п.п. ведет к замедлению роста мировой экономики с ранее ожидаемых 3,3% до 2% и 0,7% в 2010 г. и 2011 г. соответственно, а в развитых странах с высоким уровнем доходов населения – до мизерных 0,9 и 0,6%,

У советников Минфинов также нет единого мнения относительно того, как поддержать восстановление мировой экономики. Канцлеру Германии Ангеле Меркель советуют придерживаться ранее принятого плана по сокращению дефицита государственного бюджета, который составляет 5% ВВП, ценой инфляции, разрушавшей в 1930-х г.г. демократию в стране. И она прислушивается к данному мнению.

К счастью, для того, чтобы избежать новой рецессии, программа сокращения расходов в объеме 80 млрд евро (96,75 млрд долл) рассчитана на срок свыше 4 лет, из которых на 2013 - 2014 г.г. приходится период наиболее жесткой экономии. Скорее всего, программа экономии бюджетных средств докажет остальным свою состоятельность. История одерживает верх над экономикой.

Такая политика может подойти Германии, где экономика демонстрирует бурный рост благодаря экспортному буму за счет слабого евро. Однако она однозначно не подходит Франции, где дефицит бюджета составляет 8%. «Если мы ужесточим уже принятую нами программу экономии, мы увязнем в рецессии», – говорит президент страны Николя Саркози.

Тем не менее, он принял требования канцлера Германии Ангелы Меркель об ужесточении бюджетных правил для стран ЕС. После переговоров в Берлине Саркози принял предложения немецкого лидера, которые относятся к странам еврозоны, постоянно нарушающим лимит бюджетного дефицита. В частности, одно из требований гласит: злостных нарушителей следует временно лишать права голоса в структурах ЕС. Кроме того, Саркози уступил требованию Меркель о том, что в будущем «экономическом правительстве» ЕС должны принимать участие все 27 членов ЕС, а не только 16 стран еврозоны, чего до сих пор добивалась Франция.

Для сильно обремененных долгами стран средиземноморья последней надеждой должна стать Германия, где стимуляция внутреннего спроса поможет не допустить превращения слабого положительного роста мировой экономики в отрицательный. Но в связи с запланированным г-жой Меркель ростом налогов – при чем экономисты сходятся во мнении, что это наименее эффективный способ борьбы с дефицитом бюджета – у бизнеса будет еще меньше стимула частично взять на себя последствия ослабления спроса, пострадавшего от правительственных мер по сокращению государственных расходов. Итак, экономии быть, и история снова берет верх над экономикой.

Страны большой двадцатки никак не достигнут согласия относительно мер по реформированию финансового сектора. Германия и Франция предлагают контролировать короткие продажи, Британия и США против. США настаивает на том, чтобы немецкие и испанские банки опубликовали результаты стресс-тестов, как это было сделано в Америке, а они отказываются. 

Лишь по одному вопросу согласны все кроме одного. Упорство Китая, который не собирается отпускать курс юаня, создает серьезный дисбаланс в международной торговле. Как и президент США Барак Обама, лидеры Европейских стран делают ставку на экспорт, что поможет им создать новые рабочие места и стимулировать восстановление экономики. Этому препятствует недооцененный юань. Китайское правительство запустило свою экспортную машину на полную мощность: объем экспорта по результатам мая на 48,5% превысил аналогичный показатель прошлого года. Но Китаю ни тепло, ни холодно от недовольства торговых партнеров, которые воздерживаются от ответных мер. А представители американского Конгресса, нервы которых на пределе в связи с предстоящими выборами, могли бы просто перейти от слов к делу, то есть от холодной войны на почве внешней торговли к активным боевым действиям.

Не тратьте время на чтения коммюнике саммита стран большой двадцатки. Его члены будут рассказывать, как они рады достигнутым соглашениями даже при том, что не решили действительно серьезных проблем.
 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться