Вслед за заявлениями о том, что Беларусь ратифицирует, пусть и с изъятиями, документы Таможенного союза, Минск вчера опубликовал список претензий к Москве в рамках будущего единого экономического пространства (ЕЭП), сообщает КоммерсантЪ-Украина.
Беларусь требует от России снизить цены на газ
Минск считает, что низкие цены Газпрома на газ внутри России являются субсидией экономике РФ, рассматривает как дискриминацию невозможность льготного кредитования аграриев Беларуси в российских банках и полагает, что Россия ограничивает импорт белорусских лекарств.
«Ограничительные меры, применяемые РФ, наносят наибольший экономический ущерб, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами»,– заявил вчера МИД Беларуси, уточнив, что в настоящее время в торговле с республикой партнерами применяются 28 ограничительных мер и максимум – 12 из них – применяет РФ. Минск называет «особо весомым изъятием из режима свободной торговли» действующую экспортную пошлину на нефть и напоминает, что взимание с 1 января 2010 года вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемые в Беларусь из РФ, нарушает положения международных обязательств РФ. Однако вопрос нефтепродуктов – не единственная боль Минска. МИД республики заявил, что «внутренняя российская цена на газ, которая существенно ниже цены на газ в Беларуси даже с учетом транспортных издержек, создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров», назвав ее «фронтальной субсидией всей российской экономике». Среди топливных претензий упомянута также экспортная монополия Газпрома, которая «является мерой нетарифного регулирования внешней торговли».
Недовольны белорусские власти и неравными условиями доступа белорусских производителей к российскому госзаказу (ценовые преференции в размере 15% только для поставщиков товаров РФ) – указанные преференции распространяются только на «ограниченный перечень белорусских товаров», заявил МИД. «Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг. Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям»,– подчеркивают в ведомстве. Также в сообщении МИД говорится о том, что процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля РФ за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствия генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована так, что создает «барьеры по доступу белорусской продукции на рынок».
В Беларуси уверены, что и порядок регистрации импортных лекарственных средств в РФ является дискриминирующим белорусских производителей: есть проблемы с представленностью в списке жизненно важных и необходимых средств в РФ.
Большая часть претензий Беларуси де-факто подтверждалась ранее российскими чиновниками. Так, сдвижение «равнодоходности» газовых цен Газпрома для внешнего и внутреннего рынка на 2014 год объясняется в правительстве РФ именно необходимостью поддержки внутренних игроков – это, в общем, и есть определение скрытой субсидии. В случае с фармрынком необходимость поддержки российских компаний провозглашалась минпромторгом и минздравом РФ официально. Впрочем, «выигрыш» РФ от протекционизма в основном не связан с белорусскими конкурентами – так, «фронтальная субсидия» от высоких цен экспорта газа в ЕС на порядок выше. Белоруссия выступает за снятие ограничений в торговле в рамках Таможенного союза, предлагая принять соответствующее пакетное решение об отказе от всех протекционистских мер, заявил вчера пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных – оптимально «это можно было бы сделать посредством заключения межправительственного соглашения либо в рамках Таможенного союза». Ответ РФ на претензии белорусского МИДа был дан до того, как они были предъявлены. «Что касается экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, то этот вопрос мы будем решать одновременно с решением всех вопросов по ЕЭП»,– заявила 6 июня в Японии глава российского минэкономики Эльвира Набиуллина. Она дала понять, что и все остальные вопросы не имеет смысла поднимать ранее, «потому что именно ЕЭП предполагает гармонизацию многих основных условий экономической деятельности для хозяйствующих субъектов». Окончательная конфигурация создания Таможенного союза определится, вероятно, не ранее 18 июня, на которое назначено очередное заседание комиссии Таможенного союза в Санкт-Петербурге. В случае неудачи РФ и Беларусь встретятся до 1 июля еще раз, 22 июня – но уже на уровне минюстов двух стран, а также в Экономическом суде СНГ на процессе по «нефтяному» иску Белоруссии к РФ.
Комментарии