Экономисты уже оценивают риски повторной рецессии, хотя с момента завершения кризиса и опубликования позитивных прогнозов роста прошли считанные месяцы.
Риск второй волны рецессии растёт, но пока низок - экономисты
Несмотря на некоторое оживление на мировых рынках в среду, финансовые проблемы еврозоны по-прежнему беспокоят инвесторов, поскольку европейский кризис может иметь далеко идущие последствия для мировой экономики в целом.
Пока вероятность второй волны рецессии считается сравнительно низкой, но теперь даже самые упорные оптимисты перестали исключать этот сценарий. Правда, как пишет The New York Times, оптимисты все еще надеются на то, что существующие проблемы лишь замедлят и осложнят восстановление экономики, но не прервут его.
США оценивают свои риски
«Вторая волна рецессии является реальным риском, я бы оценил ее вероятность сейчас в 20% против 5% несколько недель назад. В Европе есть ряд хронических проблем, но я не думаю, что они приведут к тем же потрясениям, то и банкротство Lehman, - заявил главный экономист ITG Роберт Барбера, всегда отличавшийся крайне оптимистичными взглядами на американскую экономику. - Приходит время, когда внимание переключается на макроэкономические показатели, а они существенно лучше, чем принято считать».
В первом полугодии основной темой для рынков стала Греция и европейские трудности, однако велика вероятность того, что во втором полугодии инвесторы вспомнят о США, бюджетные и долговые проблемы которых столь же остры, считает заместитель председателя подразделения по управлению активами Credit Suisse Роберт Паркер. Вместе с тем эксперт полагает, что предпринимаемые государствами Европы меры по предотвращению долгового кризиса принесут желаемые результаты, в то время как США еще предстоит доработать подобные программы.
Восстановление экономики США может замедлиться на фоне слабости спроса в Европе и Японии, которые пытаются справиться с дефляционными тенденциями. В условиях строгой государственной экономии, сокращения расходов как на государственном, так и на корпоративном уровне, а также в потребительском секторе американские компании могут столкнуться с отсутствием спроса на свою продукцию, считают экономисты.
«Мы рассчитывали на слабый доллар и сильную европейскую экономику, а вместо этого получили сильный доллар и слабую Европу, что определенно не идет на пользу нашей экономике, - говорит бывший главный экономист Всемирного банка, профессор экономики Колумбийского университета (США) Джозеф Стиглиц. - Все это явно повышает вероятность второй волны рецессии в США».
Однако находятся и те, кто не считает европейские трудности угрозой для мировой стабильности. Глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Баллард и в них видит возможности для укрепления позиций США.
«США могут стать невольным выгодоприобретателем в результате кризиса в Европе, как это произошло во время азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов, - полагает Баллард. - Конечно же, у США есть собственные бюджетные проблемы, которые необходимо своевременно решать, если страна хочет сохранить доверие международных финансовых рынков».
Кризис перекинулся на кредитные рынки
На фоне долговых и бюджетных проблем еврозоны и опасений, что эти проблемы могут перерасти в полномасштабный финансовый кризис, инвесторы отказываются от рискованных сделок на финансовых рынках и уходят в безопасные активы. Подобные тенденции в последние недели были заметны не только на рынках акций, но и на кредитных рынках.
Для кредитных рынков, которые были источником американского финансового кризиса, а сейчас являются эпицентром европейских проблем, снова начинается опасное время. Стоимость привлечения средств на рынке межбанковского кредитования уже выросла и, скорее всего, продолжит расти.
Кредитные рынки не парализованы, как это произошло осенью 2008 года после банкротства американского инвестбанка Lehman Brothers. Однако на фоне «бегства в качество» возобновляется деление компаний и целых стран на рискованные и считающиеся сравнительно безопасными.
«Ставки ползут вверх, но система все еще работает. Пока все отличается от кризиса 2008 года», - уверен аналитик Morgan Stanley Джим Кэрон.
Во вторник лондонская межбанковская ставка предложения LIBOR в долларах сроком на 3 месяца выросла до максимального уровня с 7 июля 2009 года - до 0,536%, вдвое превысив уровень ставок на начало текущего года.
«Бегство от риска захлестнуло все рынки», - утверждает Марк Чандлер из Brown Brothers Hariman.
На этом фоне доходность 10-летних US Treasuries опустилась до 3,16%, аналогичных по сроку немецких госбумаг - до минимальных с 1990 года 2,56%.
По данным Citigroup, европейским банкам приходится повышать процентные ставки по трехмесячным коммерческим бумагам в 3-4 раза больше обычного уровня. Кроме того, инвесторы крайне неохотно дают банкам деньги больше чем на месяц и требуют за это значительной компенсации. К примеру, ставка LIBOR сроком на 1 месяц составляет 0,35%, на 3 месяца - 0,54%, на 6 месяцев - 0,76%.
Трехмесячный долларовый LIBOR используется для определения ставок для финансовых услуг на общую сумму свыше 360 трлн долларов, в том числе стоимости ипотеки и корпоративных кредитов, поэтому его динамика имеет важное значение для мировой экономики.
Испания в центре всеобщего внимания
В еврозоне все осложняется тем, что фокус постепенно смещается с небольшой Греции на Испанию - одну из крупнейших экономик мира (9-е место по объемам ВВП в мире в 2009 году, по оценкам Международного валютного фонда).
Проблемы испанской банковской системы будут иметь более существенные последствия для мировой экономики, чем греческие. В частности, если задолженность греческих банков перед американскими финкомпаниями минимальна, то испанские банки должны американским почти 200 млрд долларов. В целом внешний долг Испании приближается к 1,1 трлн долларов по сравнению с 236 млрд долларов в Греции.
Предпринимаемые странами Евросоюза меры по сокращению бюджетных дефицитов и госдолга (а о таких мерах объявили не только Греция и Испания, но и Германия, Франция, Великобритания, Италия) пока не смогли поддержать рост. Инвесторы делают однозначный вывод, что любые сокращения в секторе государственных расходов негативно скажутся на экономическом росте как в Европе, так и в мире в целом.
Долгая дорога к устойчивому росту
Волны от европейских долговых проблем разошлись по мировой экономике, наглядно продемонстрировав, что восстановление после тяжелой рецессии не является устойчивым и гарантированным, отмечает Financial Times.
Однако многие экономисты сохранили уверенность в том, что Греция, Испания, Португалии, Ирландия и Италия недостаточно велики для того, чтобы ослабить мировую экономику.
«Кризис экономической политики в еврозоне вряд ли станет источником мировых финансовых неурядиц. Почти 70% экономики еврозоны составляют три страны: Франция, Германия и Италия, и если долговой кризис не подорвет их экономику, то и существенной слабости еврозоны в целом не будет», - уверен экономист Goldman Sachs Джим О'Нил.
С его точкой зрения согласен и Джулиан Кэллоу из Barclays Capital, полагающий, что «импульса роста в реальной экономике и нереализованного спроса на мирового уровне достаточно для дальнейшего развития при условии, что отказ от риска на финансовых рынках не затянется и не перекинется на бизнес и потребительский сектор».
Однако часть экономистов видит риск дефляции для Европы по типу японского «потерянного десятилетия». В частности, Этан Харрис из Bank of America Merrill Lynch самым серьезным риском для Европы считает опасность того, что «периферийные рецессии затронут основу экономики региона, и рецессия на столь раннем этапе восстановления может спровоцировать дефляцию».
Ключевой вопрос заключается в том, смогут ли развивающиеся рынки обеспечить прогнозируемый быстрый рост за счет собственных ресурсов и собственного спроса, не полагаясь на спрос в развитых странах. Большинство экспертов считают, что, хотя зависимость экономики emerging markets от развитых стран существенно снизилась в последнее время, она все еще сохраняется, и длительное ослабление развитых стран может ухудшить позиции и развивающихся рынков.
Комментарии