В I квартале 2010 г. продажи компьютеров вышли на докризисный уровень. Крупнейшие мировые производители за год вновь упрочили свои позиции на этом рынке за счет роста популярности ноутбуков.
Рынок ноутбуков полностью оправился от кризиса
В I квартале 2010 г. в России было продано 2,2 млн персональных компьютеров, рассказала аналитик исследовательской компании Gartner Анетта Джамп. Это на 86% больше аналогичного периода прошлого года и почти равно уровню продаж I квартала 2008 г. (2,3 млн). Большая часть поставок (64,6%) пришлась на ноутбуки, их было продано 1,4 млн штук — почти втрое больше I квартала 2009 г. При этом продажи настольных ПК выросли лишь на 16%. Рост российского рынка в этом году, по словам Джамп, по сути, компенсировал почти 40%-ное падение в прошлом. А восстанавливается он прежде всего за счет роста продаж ноутбуков, особенно экономкласса, констатирует Джамп.
Именно поэтому, по ее словам, настолько выросли доли рынка иностранных вендоров: Acer показала рост с 15 до 20,7%, Asus — с 5,8 до 13,5%, HP — с 4 до 8,8%, Samsung — с 4,4 до 6,8%. Объем производства ноутбуков российскими компаниями крайне мал и он еще больше снизился в I квартале, резюмирует Джамп. По данным Gartner, ни один из российских производителей компьютеров не вошел в топ-10 по продажам ноутбуков. При этом на долю «других» производителей приходится всего 3,4% рынка ноутбуков, а все остальное принадлежит входящим в десятку крупным иностранным вендорам. В сегменте настольных компьютеров в России по-прежнему сильные позиции у местных сборщиков: первое место занимает Depo Computers с 6,9%-ной долей рынка (рост за год — 0,3 п. п.), третье — у K-Systems с 5,9%, четвертое — у Kraftway с 4,2%. Из иностранцев на втором месте HP с долей 6%, на пятом — Acer с долей 4,1%, на девятом — Lenovo с 1,7%. Примечательно, что даже в сегменте десктопов, традиционной вотчине российских сборщиков, иностранные вендоры удвоили продажи.
Результаты I квартала могли бы быть и лучше, сетует гендиректор Depo Computers Сергей Эскин. Спрос на компьютеры в целом упал, а компании и госорганы так и не разморозили бюджеты после кризиса. Кроме того, в ритейле продолжает снижаться спрос на настольные ПК. Для Kraftway I квартал выдался похожим на первые три месяца 2009 г., говорит ее президент Алексей Кравцов. По данным Gartner, доля Kraftway на рынке десктопов снизилась с 4,8% до 4,2%. Компания ориентируется на сборку ПК с более высокой добавленной стоимостью, объясняет Кравцов, а не гонится за объемом продаж. Он прогнозирует рост выручки Kraftway в 2010 г. на 40%, но абсолютных показателей не называет.
Acer недопоставила на российский рынок в I квартале 10-15% ноутбуков и этим объясняется падение доли в сегменте мобильных ПК (с 32% до 29,8%), говорит глава офиса Acer в России Глеб Мишин. Это связано с дефицитом компьютерных компонентов: вендоры недопроизвели их из-за низких прогнозов продаж в начале 2010 г. По итогам года Acer планирует выйти на докризисный уровень продаж, резюмирует Мишин.
По словам совладельца K-Systems Эдуарда Воронецкого, на докризисные объемы продаж можно выйти лишь в 2011 г. В I квартале рост продаж был, говорит он, хотя частично в этот период перешли продажи IV квартала 2009 г. и часть закупок II квартала 2010 г. Рынок стабильно растет и, если бы не огромные списания потерь 2008 г., в 2009 г. все было бы очень неплохо, резюмирует Воронецкий.
Toshiba, по данным Gartner, снизила долю в поставках ноутбуков с 10,1% в I квартале 2009 г. до 7,1% в I квартале 2010 г. Генеральный менеджер подразделения компьютерных систем Toshiba Europe в СНГ и Балтии Игорь Снытко объясняет это тем, что в 2009 г. компания проводила «консервативную политику», чтобы подготовиться к 2010 г. В I квартале 2010 г. продажи Toshiba шли лучше, чем во втором полугодии 2009 г., отмечает Снытко, связывая это со стартом новой маркетинговой стратегии.
Комментарии